Подписка 1520 - PDF

Кризис не проехали

Пятница, 04.02.2011 в 00:00
Кризис не проехали
Общий объём грузоперевозок железно­дорожным транспортом в СНГ и странах Балтии (не включая Россию) за 2010 год составил 1,135 млрд тонн, что на 6,6% больше, чем в 2009 году.

Железнодорожные администрации соглашаются, что это умеренный рост, показывающий при этом, что промышленность стран выходит из застойного состояния, вызванного мировым финансовым кризисом. И на 2011 год прогнозируют средний рост грузоперевозок на «пространстве 1520» в среднем на 10%.

Белорусская железная дорога (БЖД) в 2010 году перевезла 139,9 млн тонн, улучшив этот показатель к 2009 году на 4,4%. Как рассказал «Гудку-1520» начальник отдела маркетинга и логистики БЖД Александр Евсюк, рост обеспечен в основном за счёт транзитных перевозок (+2,2 млн тонн), импортных (+2,5 млн тонн) и внутриреспубликанских (+1,6 млн тонн).
«Компания в течение года вела гибкую тарифную политику, адресную работу с клиентурой по созданию оптимальных транспортно-логистических схем для транспортировки внешних торговых грузов, со всеми соседями плотно взаимодействовали», – отметил менеджер.

По его словам, в 2011 году средний рост грузоперевозок дороги прогнозируется на уровне 6%.
«Ожидается, что транзит увеличится на 6%, импорт – на 16%, экспорт – на 9% и рост внутриреспубликанских грузоперевозок ожидается на уровне 2%. Это будет обеспечиваться за счёт привлечения новых клиентов на дорогу. В конце прошлого года мы провели переговоры с рядом компаний по оптимизации доставки грузов, в том числе по доставке руды с Лебединского и Стойленского ГОКов в сторону Литвы и Латвии», – добавил господин Евсюк.

Ещё больший рост грузоперевозок в прошедшем году показала Государственная администрация железнодорожного транспорта Украины («Укрзализныця», УЗ) – он составил 10,6% (432,9 млн тонн). На перевозках сказалась активизация промышленных предприятий, импортирующих на Украину каменный уголь, железную и марганцевую руды, нефть и нефтепродукты, стройматериалы, чёрные металлы, химикаты. В результате рост импортных грузоперевозок УЗ составил 28,5%.

По мнению руководителя аналитической группы консорциума Management Consulting Group Дмитрия Подтуркина, в 2011 году рост объёма перевозок железнодорожным транспортом Украины составит порядка 15% за счёт увеличения объёмов производства в металлургической области.
«В то же время нельзя ожидать высокого роста транзитных перевозок «Укрзализныци», поскольку Налоговый кодекс требует депозитирования всех таможенных сборов, а «Укрзализныця» не имеет статус таможенного перевозчика. В бюджете Украины перечислен ряд грузов, который требует обязательной таможенной очистки. Например, уже сейчас стоят вагоны с газом. Если и будет увеличение, то оно составит не более 3%», – полагает он.

Национальная железнодорожная компания «Казахстан темир жолы» (КТЖ) за 2010 год перевезла 268 млн тонн грузов, что выше уровня 2009 года на 8%.
Как рассказал «Гудку-1520» начальник управления корпоративного развития «Казтемиртранса» («дочка» КТЖ) Серик Баймагомбетов, таких показателей компании удалось добиться на фоне общего роста экономики страны.
«Казахстан быстро вышел из кризиса, и государство в прошлом году выделило большой объём средств под ипотечную кампанию, то есть в стране резко возрос уровень строительства. Кроме того, в стране продолжилась работа по вводу новых промышленных предприятий, и теперь у нас идёт активная программа развития промышленных отраслей Казахстана. А поскольку восстанавливается весь рынок стран СНГ, то мы ожидаем, что потребность в перевозках грузов железными дорогами будет возрастать. Мы ожидаем, что в 2011 году рост объёма перевозок грузов железными дорогами Казахстана составит более 10% к 2010 году. Это будет возможно за счёт реализации программы КТЖ по обновлению подвижного состава, а также за счёт жёсткой оптимизации всех расходов компании», – рассказал господин Баймагомбетов.

При скромных железнодорожных объёмах перевозок Армении (2,88 млн тонн) рост за прошедший год составил 5,1%. Большая часть перевозок приходилась на ввоз импортных грузов (1 млн 415 тыс. тонн), далее следуют местные грузы (1 млн 125 тыс. тонн), и на последнем месте экспорт (339 тыс. тонн).
«Рост грузоперевозок в 2010 году стал возможен благодаря гибкой тарифной политике. Как известно, в прошедшем году мы не повышали свои тарифы», – рассказал «Гудку-1520» пресс-секретарь Южно-Кавказской железной дороги (ЮКЖД) Ваге Давтян. «В 2011 году мы будем придерживаться такой же политики, плюс мы намерены привлечь на железную дорогу новых клиентов – грузоперевозчиков, которые сейчас пока строят свою работу с автотранспортом. Всё это позволит нам обеспечить рост грузоперевозок на уровне прошлого года – порядка 6%», – сказал он.

Таджикистан, напротив, потерял железнодорожные грузы в прошедшем году. Общий объём перевозок Таджикской железной дорогой (ТЖД) составил свыше 10 млн тонн, но это на 40% меньше по сравнению с 2009 годом.
Как рассказал начальник ТЖД Амонулло Хукуматулло, одной из причин снижения объёма перевозок является сокращение транзита на фоне обострения отношений с Узбекистаном.
«В течение нескольких месяцев 2010 года на железнодорожных станциях Узбекистана необоснованно задерживались вагоны с грузами, предназначенными для Таджикистана. После многочисленных обращений к узбекским железнодорожникам с 8 мая ежесуточно по хатлонскому направлению стало поступать до 20 вагонов, а вывоз продукции с территории Хатлонской области через межгосударственный стыковой пункт «Амузанг» начался лишь с 15 сентября прошлого года», – сказал он.
По его словам, в 2011 году дорога намерена нарастить объём грузоперевозок до уровня 2009 года, так как Узбекистан уже прекратил железнодорожную блокаду Таджикистана.

В Узбекистане не смогли спрогнозировать уровень грузоперевозок в текущем году. По словам начальника управления грузовой работы Узбекской железной дороги Рустама Мухаммедова, «это государственная тайна».

В Прибалтике свои проблемы. Объём перевозки грузов у Латвийской железной дороги (Latvijas dzelzcels, LDz) снизился на 8,4%, до 49,164 млн тонн, что объясняется снижением грузовой активности в припортовых станциях. По словам президента-председателя LDz Угиса Магониса, в 2011 году ожидается 2–3-процентное увеличение грузооборота за счёт того, что в прошлом году выполнены все ранее запланированные работы по развитию инфраструктуры, из которых крупнейшим событием стала прокладка второй колеи между белорусской и латвийской границей.
Однако «Литовские железные дороги» ожидают снижения объёмов грузоперевозок на 2,3%, ссылаясь на возможное уменьшение перевозок международных грузов – белорусских в Клайпеду, российских – в Калининград.

Эстонская железнодорожная компания (Eesti Raudtee) также готовится к потери части грузов в 2011 году. По прогнозам компании, её грузоперевозки сократятся на 18,8% по сравнению с 2010 годом и составят всего 24,9 млн тонн.
«На уменьшение объёмов повлияет введение в эксплуатацию нефтеналивного терминала в Усть-Луге, куда будет переориентирована часть потока нефтепродуктов с Киришского нефтеперерабатывающего завода. Уже сегодня несколько поездов в сутки, которые ранее направлялись в Эстонию, уходят с НПЗ в сторону нового терминала», – констатировал пресс-секретарь Eesti Raudtee Урмас Глазе.


Автор: Рина Мориц

Новости

8 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «КАРГО-индекс»