Подписка 1520 - PDF

Сомнительные гарантии

Четверг, 27.01.2011 в 00:00
Сомнительные гарантии
Государственная таможенная служба Украины планирует существенно расширить список товаров, при транспортировке которых требуется предоставление финансовых гарантий таможне грузоотправителями. Эта мера вызывает неприятие как у железнодорожников, так и у экспедиторов, которые опасаются, что дополнительное «закручивание гаек» приведёт к тому, что транзит уйдёт с железной дороги.

Порядок предоставления таможенным органам финансовых гарантий действует на Украине с 1996 года. В настоящее время он распространяется на все подакцизные грузы и на 84 позиции неподакцизных грузов. Эта мера призвана обеспечить поступление в бюджет страны таможенных пошлин, если по какой-то причине товар не пройдёт таможенное оформление.

Как объяснила «Гудку-1520» начальник пресс-службы Гостаможслужбы Украины Светлана Судак, в соответствии с действующим законодательством таможенная служба вправе сама определять перечень товаров, транзит которых осуществляется при условии предоставления финансовой гарантии. Основными критериями для таможни является их принадлежность к «группе риска», отметила Светлана Судак. В эту группу таможенники относят в первую очередь дорогостоящие товары.

При этом Гостаможслужба не собирается останавливаться на достигнутом и хочет расширить более чем на 50 позиций список товаров, при транзитной перевозке которых требуются финансовые гарантии. Как рассказала «Гудку-1520» Светлана Судак, ведомством разработан соответствующий законопроект, который проходит согласования в органах исполнительной власти. В «Укрзализныце» уже подсчитали, что это приведёт к потере 8 млн тонн транзитных грузов в год, а годовые убытки составят $160 млн. «При таких условиях львиная доля транзитных грузов направляется грузовладельцами в обход Украины, главным образом через порты Российской Федерации и территорию Республики Беларусь», – говорится в официальном сообщении железнодорожной администрации.

«Распространение системы финансовых гарантий на очень широкую номенклатуру грузов совершенно неоправданно. Например, зачем в этом списке находятся «изделия на подошве из резины»? Неужели галоши могут быть объектом контрабанды?» – недоумевает руководитель «Ассоциации операторов железнодорожного транспорта Украины» Галина Полищук. «Бездумное расширение номенклатуры гарантийных грузов негативно сказывается на всей цепочке – от производителя до покупателя», – добавила она.

И руководство «Укрзализныци», и участники рынка считают, что оптимальным решением было бы предоставить железной дороге статус таможенного перевозчика. «Таможенный перевозчик своим имуществом и страхованием рисков должен гарантировать уплату всех пошлин государству, если оно по каким-то причинам их не получит», – заявил «Гудку-1520» заместитель начальника Главного коммерческого управления «Укрзализныци» Андрей Мирош­ников.
«Этот вид деятельности больше не лицензируется, но порядок получения статуса таможенного перевозчика не прописан так же, как и не обозначена про­цедура оказания подобных услуг», – добавил он.

По словам Светланы Судак, виной всему законодательные проволочки. Она отметила, что соответствующий законопроект «О предоставлении гарантий таможенным органам» с 2005 года находится на рассмотрении в Верховном совете Украины.

Но некоторые эксперты считают, что придание статуса таможенного перевозчика «Укрзализныце» попросту не выгодно. «На Украине существует монополия на финансовые гарантии, которую установила таможня. В законодательстве прописано, что очень небольшое число предпринимателей может быть допущено к этой деятельности. И очень чётко видно, что эти структуры через различные родственные связи принадлежат ряду руководящих лиц. Вероятно, есть определённое лобби, которое пытается сохранить эту систему», – отмечает генеральный директор «Ассоциации международных экспедиторов Украины» (АМЭУ) Юрий Приходько.

Он рассказал, что АМЭУ направило письмо в Гостаможслужбу, в котором приводится статистика, свидетельствующая о том, что из-за системы финансовых гарантий транзитные перевозки подакцизных грузов на железных дорогах Украины падают. «Из Гостаможслужбы пришёл ответ, в котором указывается, что грузооборот всего транспорта вырос, а погрузка на железной дороге увеличилась на 11%. Это похоже на издевательство», – рассказывает Юрий Приходько.
При этом, по его словам, таможенники не предоставляют никакой статистики, которая бы свидетельствовала о том, что подакцизные грузы пропадают при перевозке. «Такой статистики просто нет. Но зачем тогда ужесточать санкции?» – отмечает руководитель АМЭУ.

По его мнению, «Укрзализныце» следует сильнее лоббировать свои интересы в правительстве для получения статуса, который позволит гарантировать доставку товаров, не прибегая к услугам коммерческих фирм.


Автор: Денис Виксне

Новости

4 ч
4 ч
4 ч
5 ч
5 ч
10 ч
11 ч
1 д
2 д
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Контрольный пункт»