Подписка 1520 - PDF

Подземный источник

Четверг, 27.01.2011 в 00:00
Подземный источник
За два с лишним года, прошедших с начала кризиса, экономика Украины так и не достигла значимых результатов в борьбе с его последствиями. Это подтверждают данные КАРГО-индекса и Нацбанка страны. Началу реального восстановления препятствует медленный рост мирового спроса на чёрные металлы и уголь.

К тому же некоторые украинские производители говорят о том, что импортёры вытесняют их с внутреннего рынка. Дополнительным негативным фактором стала аномальная жара, частично уничтожившая урожаи зерна и других сельхоз­продуктов.

В начале нового года принято подводить итоги года ушедшего. Однако говорить с полной уверенностью о них возможно будет лишь в конце января – начале февраля, когда будут окончательно подсчитаны макроэкономические показатели и опубликованы данные об изменениях в погрузке на сети украинских железных дорог. Для определения предварительных итогов «Гудок-1520» ввёл дополнительный инструментарий для анализа КАРГО-индекса – его вычисление нарастающим итогом с начала года по отношению к аналогичному периоду предыдущего года.

С января по ноябрь 2010 года этот показатель находился в границах 94–100,5%. Большая разница между граничными значениями указывает на то, что реальный сектор экономики оставался нестабильным. Причём первая половина года была более успешна, чем вторая. В январе – июне 2010 года значение КАРГО-индекса нарастающим итогом по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года составило 100,5%. Однако уже в январе – июле оно было на уровне 99,3%. В последующие месяцы снижение продолжалось, и по итогам января – ноября значение транспортного индикатора упало до 98,8%.

Анализ динамики изменения КАРГО-индекса в предыдущие годы свидетельствует о том, что итоговое значение 2010 года не сильно будет отличаться от того, что зафиксировано в январе – ноябре. Таким образом, можно говорить о том, что состояние реального сектора украинской экономики в минувшем году было фактически таким же, что и в 2009 году. Тогда итоговый уровень КАРГО-индекса по отношению к 2008 году составлял достаточно низкие 75,3%.
Более оптимистично оценивает итоги 2010 года Национальный банк Украины. Итоговое значение рассчитываемого им индекса выпуска в базовых отраслях экономики, близкого по своей природе к транспортному индикатору, составило 107,7%.

По мнению аналитиков Нацбанка, рост индекса выпуска в базовых отраслях обусловлен улучшением динамики в основных составляющих показателя. Так, рост промышленного производства по итогам 2010 года составил 11%. А металлургическое производство выросло на 12,3%. Рост реальной зарплаты украинцев стал причиной оживления внутреннего потребительского спроса. В результате оборот розничной торговли возрос на 7,6%. Также Нацбанк Украины отмечает положительную динамику последних месяцев по подготовке строительных площадок, что положительно скажется на темпах строительства в 2011 году. Однако по итогам 2010 года, как свидетельствуют официальные данные, объёмы работ в этом сегменте экономики снизились по сравнению с 2009 годом на 5,4%. Небольшое снижение наблюдается и в сельском хозяйстве (на 1%), при этом было собрано 39,2 млн тонн зерновых и зернобобовых, что на 14,8% меньше аналогичного показателя предыдущего года.

О негативном влиянии засухи минувшего года на реальный сектор экономики Украины свидетельствуют и данные о погрузке зерна. В январе – ноябре она уменьшилась на 39%, до 10,9 млн тонн. По остальным пяти грузам, входящим в расчётную базу КАРГО-индекса, наблюдался рост. Наибольший прирост показателя наблюдается по строительным грузам – на 23,6%, до 43,3 млн тонн. Серьёзное увеличение погрузки на фоне снижения объёмов выполненных работ является косвенным подтверждением того, что украинские строители запасаются материалами впрок, на 2011 год.

В то же время погрузка марганцевых и железных руд в январе – ноябре 2010 года увеличилась на 17,4% – до 65,5 млн тонн. По нефтяным грузам наблюдается рост на 9,6% – до 10,7 млн тонн. Чёрные металлы прибавили 8,5% – до 26,3 млн тонн, а по­грузка каменного угля увеличилась на 7% – до 88,8 млн тонн.

Именно каменный уголь в 2010 году был основной движущей силой украинской экономики. На это указывают изменения в структуре КАРГО-индекса, по которой можно судить о роли каждого груза в реальном секторе. Рост доли каменного угля на 6,6 процентного пункта (п.п.) позволил этому грузу стать первым в грузовой базе транспортного индикатора. Доля строительных грузов, которые были лидерами на протяжении последних нескольких лет, снизилась на 3,9 п.п. Аналогичная тенденция наблюдается и по третьему важнейшему грузу – чёрным металлам, которые потеряли 2,9 п.п. Доля марганцевых и железных руд возросла на 0,4 п.п., а нефтяных грузов – почти на 0,2 п.п. По зерну зафиксировано снижение на 0,4 п.п.

Таким образом, рост украинской экономики в 2010 году является не столько результатом посткризисного восстановления, сколько увеличением активности в нескольких секторах экономики – добыче угля и руды, а также производстве нефте­продуктов. Полноценное же восстановление может начаться лишь в наступившем году. Причём не только благодаря наметившейся положительной динамике в строительстве, но и увеличению мирового спроса на чёрные металлы. По прогнозам World Steel Association, мировое потребление стали возрастёт на 5,3% и достигнет рекордных 1,34 млн тонн. Помимо этого, Министерство энергетики и угольной промышленности страны отреагировало на просьбу руководителей шести украинских НПЗ защитить отечественного производителя и начать расследование в отношении импортёров. Сейчас доля импорта на украинском рынке бензина составляет 42,9%, а дизтоплива – 43,6%. Министерство уже заявило о планах введения импортных пошлин на бензин и дизтопливо.


В досье
КАРГО-индекс – созданный газетой «Гудок» транспортный индикатор, позволяющий отслеживать изменения в реальном секторе экономики через данные о погрузке железных дорог. Рассчитывается по единой методике для России, Украины и Белоруссии. В расчётную базу показателя Украины входят шесть наиболее важных для экономики грузов: чёрные металлы, каменный уголь, нефть и нефтепродукты, марганцевые и железные руды, зерно и продукты перемола, а также строительные материалы. Весовые коэффициенты для каждого груза рассчитаны в зависимости от выручки организаций, специализирующихся на соответствующем виде экономической деятельности (по кодам КВЭД). Размерность КАРГО-индекса – проценты, точка отсчёта – январь 2006 года (100%). Его можно сопоставлять со значением за аналогичный период предыдущего года и индексом выпуска в базовых отраслях экономики, рассчитываемым Нацбанком Украины. Анализ структуры КАРГО-индекса позволяет в ежемесячном режиме делать выводы об изменениях роли каждой отрасли в экономике страны. Подробная методика представлена на сайте www.cargoindex.ru.

Автор: Юлия Громадская

Новости

10 ч
11 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «КАРГО-индекс»