Подписка 1520 - PDF

«Русские горки» для Минска

Четверг, 27.01.2011 в 00:00
«Русские горки» для Минска
Ушедший 2010 год оказался непростым для белорусской экономики. Об этом свидетельствуют и несбывшиеся прогнозы властей страны относительно основных макроэкономических показателей, и динамика изменения КАРГО-индекса. Причём весь год ситуация была крайне нестабильной.

Темпы роста транспортного индикатора от месяца к месяцу то замедлялись, то возрастали.
По итогам 2010 года ВВП Белоруссии увеличился на 7,6%. Это является достаточно высоким уровнем. Притом что сравнение ведётся с 2009 годом, когда основной макроэкономический показатель страны в отличие от большинства государств мира рос. Однако в 2010 году его увеличение оказалось намного ниже запланированных указом президента 11–12%.

Понять природу препятствий на указанном Александром Лукашенко пути, а также масштаб их влияния на экономику позволяет КАРГО-индекс. Для более точного анализа изменений транспортного индикатора «Гудок-1520» вводит дополнительный инструмент – вычисление КАРГО-индекса нарастающим итогом с начала года по отношению к аналогичному периоду предыдущего года.

На протяжении всего 2010 года этот показатель колебался в пределах 82,2–101%, что является свидетельством нестабильной ситуации в экономике страны. Важно отметить и тот факт, что наименьшие значения были зафиксированы в начале года (82,5% в январе и 82,2% в феврале). А психологически важный рубеж в 100%, который является разделительной чертой между падением и ростом, был пройден лишь в октябре (100,6%). Ноябрь ознаменовался самым высоким значением КАРГО-индекса (нарастающим итогом) по отношению к аналогичному периоду предыдущего года (101%). В целом по результатам года транспортный показатель достиг уровня 100,6%, то есть ненамного превысил уровень 2009 года.

Столь незначительный рост КАРГО-индекса обусловлен серьёзным снижением погрузки нефтяных грузов, что фактически нивелировало увеличение показателя по пяти другим составляющим индекса. После того как в начале 2010 года Россия ввела 100-процентную экспортную пошлину на закупку Белоруссией нефти сверх квоты на внутреннее потребление (6,3 млн тонн), Минск значительно сократил закупки нефти. По итогам 2010 года Россия поставила в Белоруссию всего 12,9 млн тонн «чёрного золота». Для сравнения: в 2009 году в страну было поставлено 21,4 млн тонн. При этом в 2010 году Белоруссия приступила к импорту венесуэльской нефти через балтийские и черноморские порты, но её объёмы пока не очень велики. Все эти изменения привели к тому, что по итогам 2010 года погрузка нефтяных грузов упала на 22,5% – до 17,7 млн тонн.

В то же время погрузка химических и минеральных удобрений возросла на 54,3% – до 12,8 млн тонн. В данном случае на руку белорусской экономике сыграли погодные аномалии. Засуха привела к росту стоимости сельскохозяйственных товаров на мировых рынках, а вслед за ними и необходимых для их производства химикатов.

Поддерживала экономику Белоруссии и строительная индустрия. В течение 2010 года инвестиции в строительно-монтажные работы составили 27,4 трлн белорусских руб., что на 19,3% больше, чем в 2009 году. При этом объёмы ввода жилья увеличились на 16,6%. Это привело к росту погрузки строительных грузов на 6,2% – до 25 млн тонн. Также на 34,4% – до 4,2 млн тонн увеличилась погрузка лесных грузов, которые широко используются в строительстве. В то же время погрузка цемента снизилась на 1,1% – до 3,4 млн тонн. Это является одним из признаков того, что, несмотря на рост инвестиций, положение в строительной  индустрии нельзя назвать стабильным.
В пользу этого свидетельствует и то, что по состоянию на 1 января 2011 года в Белоруссии насчитывалось порядка 2,1 тыс. объектов, строительство которых временно приостановлено или законсервировано. Всего же в недостроенном состоянии находится 13,3 тыс. объектов. Причём на долю объектов, строительство которых осуществлялось с превышением нормативных сроков продолжительности строительства (без учёта временно приостановленных и законсервированных), приходилось 29,8% от общего объёма.

В 2010 году росла погрузка таких составляющих индекса, как зерно и чёрные металлы. Причём погрузка первого груза по итогам года увеличилась на 6,7% – до 2 млн тонн, тогда как сбор урожая зерна уменьшился по сравнению с 2009 годом на 17,8% – до 7 млн тонн. Погрузка металлов возросла на 3,6% и составила 2,3 млн тонн.

Столь значительные изменения в погрузке семи входящих в состав КАРГО-индекса грузов привели к знаковым переменам в структуре транспортного индикатора, по которой можно судить о роли каждого груза в реальном секторе экономики страны. Доля нефтяных грузов по итогам 2010 года снизилась по сравнению с 2009 годом на 15,1 процентного пункта (п.п.). Немного сократилась и доля чёрных металлов (–0,2 п.п.). Роль остальных пяти грузов возросла.

Наибольший рост (+12,8 п.п.) зафиксирован по строительным грузам. Значительный для этого груза рост зафиксирован и по удобрениям (+1,8 п.п.). Зерно прибавило почти 0,45 п.п., лесные грузы – почти 0,2 п.п., а цемент – 0,1 п.п.

В целом можно с уверенностью говорить о том, что разногласия между Минском и Москвой по поводу стоимости нефти дорого обошлись для белорусской экономики. Ведь именно нефтеперерабатывающая отрасль, на которой ранее фактически основывались успехи реального сектора Белоруссии, в 2010 году оказалась главным дестабилизирующим фактором. Высокая активность в строительной индустрии, а также рост спроса на продукцию химической промышленности удержали страну от спада и даже обеспечили некоторый рост экономики. Однако успешным назвать 2010 год всё-таки сложно.

При этом до сих пор не понятно, как будет развиваться ключевой сектор белорусской экономики в 2011 году. В декабре минувшего года достигнуты договорённости о том, что с 1 января Белоруссия будет получать из России беспошлинно нефть и нефтепродукты без ограничений по объёмам. Однако для этого должны быть выполнены два условия: ратификация пакета документов по созданию единого экономического пространства, а также полное перечисление в российский бюджет экспортных пошлин от выработанных из российского сырья нефтепродуктов. Несмотря на готовность белорусской стороны, поставки россий­ской нефти с 1 января 2011 года и до момента написания материала не осуществлялись, что объясняется отсутствием соответствующих договоров. Как складывающаяся ситуация может сказаться на экономике страны, показывает опыт минувшего года.


В досье
КАРГО-индекс – транспортный индикатор, созданный газетой «Гудок» и позволяющий отслеживать изменения в реальном секторе экономики через данные о погрузке железных дорог. Расчёт показателя для России, Украины и Белоруссии ведётся по единой методике.
В расчётную базу индекса для Белоруссии входят семь наиболее важных для экономики грузов: чёрные металлы, нефть и нефтепродукты, зерно и продукты перемола, химические и минеральные удобрения, лесные грузы, а также строительные материалы и цемент. Весовые коэффициенты для каждого груза рассчитаны в зависимости от выручки организаций, специализирующихся на соответствующем виде экономической деятельности. Размерность КАРГО-индекса – проценты, точка отсчёта – январь 2006 года (100%). Значение показателя можно сопоставлять со значением за аналогичный период предыдущего года. Анализ структуры КАРГО-индекса позволяет в ежемесячном режиме делать выводы об изменениях роли каждой отрасли в экономике страны. Подробная методика представлена на сайте www.cargoindex.ru.

Автор: Юлия Громадская

Новости

1 д
1 д
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «КАРГО-индекс»