Подписка 1520 - PDF

Эксперимент с гарантами

Понедельник, 27.12.2010 в 00:00
Эксперимент с гарантами
В течение декабря ГТС будет отрабатывать безбумажную технологию предоставления гарантийных документов при транзите товаров через таможенную территорию Украины.

«Мы вышли на такой этап технологического развития, когда гарантийные документы могут быть предоставлены таможне в электронном виде и подтверждены электронной цифровой подписью. Для эксперимента были выбраны 13 автомобильных и железнодорожных пунктов пропуска с наиболее развитой сетью и обученными людьми», – рассказывает ответственный за координацию действий таможенных органов начальник управления контроля перемещения товаров ГТС Украины Валерий Луговец.

По его словам, переход на безбумажную технологию исключает визуальную и «ручную» проверку. Он ведёт к переходу на форматно-логический контроль, осуществляемый программно-информационным комплексом в центральной базе данных таможенной службы.
«Таможня и сейчас принимает гарантийный документ в электронном виде, – рассказал Валерий Луговец. – Но инспектор, который обрабатывает  транзитные декларации при ввозе товаров, всё равно под своим паролем заходит в единую базу данных и сверяет находящуюся там электронную копию с оригиналом документа, который ему предоставил таможенный брокер или экспедитор. В ходе эксперимента мы исключаем общение инспектора на пункте пропуска  при ввозе товара с таможенным брокером или экспедитором – лишнее звено, ведущее к удорожанию транзита и увеличению времени его оформления».

Электронный гарантийный документ перед тем, как попасть к инспектору, проходит контроль и получает подтверждение его достоверности. Инспектор видит на экране монитора подтверждение о том, что этот документ подлинный, и принимает гарантию независимого финансового посредника уже с прикреплённым к ней документом контроля доставки (или транзитной декларацией) также в электронном виде. Только тогда начинается транзит.

Если с транзитным товаром что-то случится и он незаконно останется на территории государства, сумму налогов и сборов в госбюджет уплачивает гарант. Оттого, что вся информация есть в защищённой центральной базе данных, подделка свидетельства о завершении транзита становится практически невозможной.

Независимыми финансовыми посредниками выбраны «Донтрансгарант и компания» и «Велта П.М.С.Г. Гарант-сервис».

Заместитель генерального директора КТ «Донтрансгарант и компания» Сергей Изотов заявил «Гудку-1520», что эксперимент был инициирован членами Ассоциации таможенных брокеров Украины. И уже помог выявить и устранить один «тонкий» момент в отношениях брокера с таможней.
– При использовании и бумажной, и электронной копии документа существовали трудности для брокера. Например, несоответствие между фактом и документом тормозило процедуру оформления, поскольку требовалось вносить изменения одновременно в бумажную и электронные формы документа. Это сам брокер делать не имеет возможности. Теперь в случае расхождения данных между документарным и фактическим состоянием груза они переоформляют его в режиме on-line.

Но даже после успешного проведения эксперимента его результаты невозможно применять в нормативной базе. Прежде всего в правительственных постановлениях и приказах ГТС Украины.
По словам господина Изотова, изменять эти нормативы тоже нельзя. В существующей редакции Таможенного кодекса Украины предусмотрено, что вопросы предоставления гарантий, порядок и процедуры (в том числе формы документов) должны регулироваться отдельным законом, проект которого безуспешно залёг в недрах Верховного совета.

Начальник отдела организации и функционирования складов временного  хранения  и  железнодорожных пограничных переходов ОАО «РЖД» Руслан Розанов сообщил «Гудку-1520», что в России подобные эксперименты будут возможны только после решения проблем, связанных с законодательством.
«Положение Налогового законодательства требует от участника внешнеэкономической деятельности или от перевозчика  обязательной отчётности на бумаге с отметками таможенных органов. Все возвраты НДС обязательно подтверждаются бумагой с печатями. После решения проблем с налоговым законодательством железная дорога тоже перейдёт на электронную систему», – рассказал он.  

Старший юрист юридической компании «Налоговик» Антон Кротин сообщает, что в России не предусмотрено получение электронной гарантии третьего лица в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей.
«Таможенное законодательство РФ принимает в качестве гарантий либо депозит (аванс), либо письменную банковскую гарантию. Кроме того, ФТС запрещено связывать внутренние сети таможни с внешними. Значительной экономии времени это не принесёт,  потому что такие документы (гаранты) формируются нечасто и, как правило, заблаговременно. Риск взлома базы есть всегда, но взломы бывают нужны, как правило, под какую-либо определённую разовую контрабандную поставку», – заявил он.



В досье
На Украине гарантии предоставляются при транзите подакцизных товаров – алкоголя, табачных изделий, нефтепродуктов и легковых автомобилей, – а также 9 групп товаров с высоким риском мошенничества: пищевых продуктов, напитков, поверхностно-активных веществ, автошин, одежды, обуви, бытовой техники, мебели, огнестрельного оружия.

Автор: Татьяна Ерёмина

Новости

7 ч
8 ч
8 ч
8 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Спорная территория»