Подписка 1520 - PDF

Полувагонное обострение

Понедельник, 27.12.2010 в 00:00
Полувагонное обострение
Акционерное общество «НК «Казахстан темир жолы» (КТЖ) предлагает решить проблему дефицита полувагонов за счёт их приобретения крупными грузовладельцами – прежде всего местными горно-металлургическими компаниями. Сами же грузовладельцы, а также крупные казахстанские операторы в ответ указывают на инфраструктурные ограничения сети «Казахстанских железных дорог» и необходимость повышения эффективности управления уже имеющимся инвентарным парком.

Купи вагон

Глава дирекции перевозок КТЖ Ермек Тулегенов заявил «Гудку-1520», что в этом году компания в период подготовки к отопительному сезону была вынуждена принять решение об ограничении выхода инвентарных полувагонов за пределы казахстанской сети и о подаче вагонов под неэнергетические грузы по остаточному принципу.
«Мы требуем от грузоотправителей закупку вагонов, – отметил он. – Инвентарного парка не хватает для вывоза всей продукции. Следует учитывать, что у КТЖ расширяются контакты с Китаем, что также вызовет рост потребности в вагонах. В случае если ключевые грузовладельцы не будут предпринимать усилия по приобретению собственного вагонного парка, возможно со стороны КТЖ вынесение вопроса об увеличении вагонной составляющей в тарифе. КТЖ ведёт работу с законотворческими органами относительно изменения тарифной структуры железнодорожных перевозок. Компания считает, что на нормативном уровне следует обеспечить стимулирование расширения вагонного парка у операторов и собственников груза». 

Генеральный директор компании-оператора ТОО «Транссистема» Лариса Смирнова отметила, что все участники рынка железнодорожных перевозок на казахстанской сети заинтересованы в увеличении объёма вагонной составляющей в тарифе. В том числе и КТЖ, поскольку у компании есть дочерние структуры – собственники вагонов. Повышение вагонной составляющей, по её мнению, является одним из главных стимулов по приобретению новых вагонов как компаниями-операторами, так и грузовладельцами. Однако наблюдаемый в Казахстане дефицит подвижного состава обусловлен не только и не столько физическим несоответствием объёма парка количеству предъявляемых к перевозке грузов, сколько раздроблением системы управления парком по собственникам.

Нынешняя система управления вагонным парком как в Казахстане, так и в целом по сети колеи 1520 мм, не рассчитана на выход на рынок крупных частных собственников подвижного состава. Их появление вызывает проблемы с управлением оборотом вагонов. В результате у собственников вагонов возникают проблемы с выполнением обязательств перед грузовладельцами, связанные с инфраструктурными ограничениями по сети, рассчитанной на единую диспетчеризацию оборота парка. В такой ситуации в случае наращивания объёма парка частными операторами и грузовладельцами не только возникают проблемы, связанные с ограниченной пропускной способностью инфраструктуры, но и возрастает порожний пробег вагонов всех видов собственности.

В этих условиях наращивание объёмов собственного парка при недостаточно отлаженной системе информационного контроля за работой вагонов приведёт не к ликвидации дефицита подвижного состава, а к росту издержек у его собственников.

По словам госпожи Смирновой, «можно заставить операторов и грузовладельцев покупать или арендовать вагоны. Но отдача от их работы будет минимальной. Необходимо создание единой системы управления парком, которая включала бы в себя единые стандарты информационного обмена данными, управления и тарификации работы как инвентарного, так и собственного вагона».

Операторы предлагают также разработать единую систему технологического взаимодействия собственников парка и станций по всей сети «пространства 1520», которая исключит ситуацию привилегированного доступа на станционную инфраструктуру по признаку принадлежности парка.  
«Сегодня номенклатурной и технологической базы, обеспечивающей данные условия как в Казахстане, так и в целом на «пространстве 1520», нет. Это приводит в том числе и к длительным задержкам вагонов как инвентарного парка КТЖ, так и собственного на сопредельных магистралях», – заявила руководитель ТОО «Транссистема».

Сохранить инвентарный парк

Заместитель генерального директора по производству ТОО «Богатырь-Транс» Александр Музганов уверен, что привлекательность наращивания парка компаниями-операторами и грузовладельцами в Казахстане резко снижается из-за задержек вагонов на сопредельных магистралях. Возникающие в связи с этим фактом проблемы дефицита парка на казахстанской сети не решатся за счёт наращивания количества вагонов у операторов и грузовладельцев. Исключить выход собственных вагонов за пределы сети КТЖ операторы не могут, поскольку они связаны контрактами на экспортную поставку энергетической продукции. В частности, «Богатырь-Транс» обязан обеспечивать потребности в угле с Экибастузского разреза ряда российских ГРЭС в Южно-Уральском регионе, для чего компании требуется организовывать в месяц не менее 420 маршрутных поездов. Компания с учётом арендованных более чем 600 полувагонов может своими силами организовать лишь 300 маршрутов.

«КТЖ нам свои инвентарные вагоны не даёт. ОАО «РЖД» предоставило вагоны, которых хватит на формирование лишь 4 поездов. Фактически мы вынуждены работать «с колёс», учитывая, что наши российские партнёры-энергетики в течение года не делали запасов угля. И решить данную проблему лишь за счёт наращивания парка нам невозможно – в свободном доступе нет нужного для нас количества вагонов. Поэтому как минимум в текущем и следующем годах казахстанские операторы и грузовладельцы должны иметь возможность работать с инвентарным парком КТЖ», – отметил он.   

В досье
По состоянию на декабрь текущего года на сети «Казахстанских железных дорог» работает 15120 вагонов собственного парка принадлежности частных компаний. Крупнейшими собственниками подвижного состава в Казахстане являются следующие компании:
ТОО «Транском» – 3903 вагона
ТОО «Богатырь-Транс» – 3148 вагонов
ТОО «ЕвропаАзияТрансГрупп» – 1193 вагона
ТОО «Транссистема» – 929 вагонов
АО «Казцинк» – 712 вагонов
Информация предоставлена дирекцией перевозочного процесса АО «НК «Казахстан темир жолы».

Автор: Леонид Григорьев

Новости

10 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Парк»

Суббота, 08.09.2018 в 12:07
Суббота, 25.08.2018 в 00:28
Суббота, 11.08.2018 в 00:47