Подписка 1520 - PDF

Заграничная надежда

Четверг, 02.12.2010 в 00:00
Заграничная надежда
Данные КАРГО-индекса и Нацбанка Украины свидетельствуют о новом витке снижения в реальном секторе страны. При этом надежд на возобновление посткризисного восстановления остаётся всё меньше. На фоне низких урожаев и снижения мирового спроса на металлы всё большей становится зависимость от сырьевого сектора. Серьёзные опасения вызывает и ситуация, складывающаяся вокруг нового Налогового кодекса.

Транспортный индикатор в течение трёх месяцев подряд находится практически на одном уровне. В августе его значение составляло 120,2%, в сентябре – 120,6%, а в октябре – 120,5%. Такие изменения не характерны для динамики КАРГО-индекса, который обычно демонстрировал рост после сезонного сентябрьского снижения. Единственным исключением стала осень 2008 года, когда в мировой экономике разразился кризис. Впрочем, говорить о новом серьёзном спаде пока рано, так как два года назад транспортный индикатор не просто застыл на месте, а демонстрировал достаточно серьёзное падение – в октябре по сравнению с сентябрём на 12,6 процентных пункта (п.п.).

На изменение ситуации в экономике в худшую сторону указывает и значение
КАРГО-индекса по отношению к аналогичному периоду предыдущего года. В октябре по сравнению с сентябрём этот показатель уменьшился на 4,5 п.п. – до 95,3%. Таким образом, показатель опустился значительно ниже отметки в 100%, которая является «разделительной чертой» между ростом и снижением. Это свидетельствует о том, что нынешнее состояние реального сектора экономики даже хуже, чем год назад, когда давление кризиса было достаточно серьёзным.

Аналогичные процессы отражаются и в динамике изменений близкого по своей природе к транспортному индикатору индекса выпуска в базовых отраслях экономики, который рассчитывает Национальный банк Украины. По отношению к аналогичному периоду предыдущего года его значение увеличилось на 9,3%. Однако по сравнению с сентябрём наблюдается снижение темпов роста на 1,5 п.п.

Согласно пояснительной записке Нацбанка, это произошло в результате изменения внешнеэкономической конъюнктуры. Упал спрос на продукцию металлургической отрасли и машиностроения. В то же время в результате увеличения государственного финансирования в рамках подготовки к Евро-2012 объёмы выполненных строительных работ в октябре возросли на 15,2%. Однако по итогам десяти месяцев наблюдается падение показателя на 9%.

Немаловажным фактором является и снижение урожая зерновых культур на 15,5% по сравнению с предыдущим годом. В результате этого, а также введения ограничения на экспорт соответствующей продукции  по­грузка зерна на сети железных дорог в октябре 2010 года по отношению к аналогичному периоду 2009 года сократилась на 45,5% – до 1,2 млн тонн. По остальным пяти грузам, входящим в состав КАРГО-индекса, наблюдается увеличение показателей. Погрузка строительных грузов возросла на 19,5% – до 4,9 млн тонн, нефтяных грузов – на 9,1% – до 1,2 млн тонн. Рост на 8,8% – до 8,7 млн тонн демонстрирует каменный уголь. Погрузка чёрных металлов увеличилась на 4,3% – до 2,4 млн тонн, а железных и марганцевых руд – на 3,4% – до 6,1 млн тонн.

Изменения в структуре КАРГО-индекса указывают на возрастающую зависимость реального сектора экономики от сырьевых отраслей. Доля каменного угля за год возросла на 7,8 п.п., а нефтяных грузов – на 0,3 п.п. Доли остальных грузов снижаются. Причём строительные грузы за год потеряли 4,3 п.п., чёрные металлы – 2,6 п.п. Серьёзное для этого груза сокращение доли наблюдается и по зерну (–0,9 п.п.). А по рудам ситуация немногим хуже, чем в октябре 2009 года (–0,3 п.п.).

Негативная информация о состоянии экономики Украины поступает и от международных организаций. В рейтинге условий развития предпринимательства Всемирного банка Doing Business-2011 страна заняла 145-е из 183 мест, на две строчки выше, чем год назад. Однако такой «подъём» связан лишь с упрощением процедуры регистрации предприятий и получения разрешения на строительство. Одновременно Всемирный банк отметил ухудшение ситуации с регистрацией собственности, кредитованием и защитой инвесторов.

Причём  Украина несколько лет подряд занимает 181-е место в мире по уровню налогообложения. Специалисты насчитали 135 обязательных платежей, в то время как в Европе и Центральной Азии их число в среднем составляет 41,7. При этом общая ставка налога доходит до 55,5% от прибыли. Для сравнения: средний показатель для других стран – 41,2%.

Ситуацию мог изменить новый Налоговый кодекс. Но после того, как 18 ноября Верховная рада одобрила документ, центр общественной жизни страны, как и несколько лет назад, переместился на Майдан незалежности. Бизнесмены и простые граждане требуют, чтобы президент ветировал законопроект. В противном случае, по мнению протестующих, с 1 января миллионы граждан, занятых в малом и среднем бизнесе, окажутся безработными. Особое недовольство вызывают прописанные в проекте расширение полномочий контролирующих органов и фактическая ликвидация упрощённой системы налогообложения.

Власти с самого начала признавали, что в документе есть огрехи. Но его жёсткость оправдывали позицией Международного валютного фонда, который потребовал «упростить фискальное администрирование для бизнеса, но категорически возражал против либерализации налоговых ставок». Соответственно от его принятия зависит новый транш кредита от МВФ.

30 ноября, после недель­ного раздумья, президент Виктор Янукович всё же наложил на него вето, но дал на доработку основополагающего для экономики нормативного акта два дня. И при любом стечении обстоятельств последней надеждой Украины остаются не кредит МВФ и рост производства, а увеличение зарубежного спроса на свою продукцию.



В досье
КАРГО-индекс – созданный газетой «Гудок-1520» транспортный индикатор, позволяющий отслеживать изменения в реальном секторе экономики через данные о погрузке железных дорог. Рассчитывается по единой методике для России, Украины и Белоруссии.
В расчётную базу показателя Украины входят шесть наиболее важных для экономики грузов: чёрные металлы, каменный уголь, нефть и нефтепродукты, марганцевые и железные руды, зерно и продукты перемола, а также строительные материалы. Весовые коэффициенты для каждого груза рассчитаны в зависимости от выручки организаций, специализирующихся на соответствующем виде экономической деятельности (по кодам КВЭД). Размерность КАРГО-индекса – проценты, точка отсчёта – январь 2006 года (100%). Его можно сопоставлять со значением за аналогичный период предыдущего года и индексом выпуска в базовых отраслях экономики, рассчитываемым Нацбанком Украины. Анализ структуры КАРГО-индекса позволяет в ежемесячном режиме делать выводы об изменениях роли каждой отрасли в экономике страны. Подробная методика представлена на сайте www.cargoindex.ru.

Автор: Юлия Громадская, Анатолий Ходоровский

Новости

21 ч
23 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «КАРГО-индекс»