Подписка 1520 - PDF

Предвыборная гонка

Четверг, 02.12.2010 в 00:00
Предвыборная гонка
Темпы роста КАРГО-индекса в октябре вновь увеличились, что свидетельствует о положительной динамике в реальном секторе экономики Белоруссии. Впрочем, уверенности в том, что подобные успехи станут долгосрочной тенденцией, нет – и не столько из-за неопределённости в мировой экономике, сколько из-за политики официального Минска.

Второй месяц подряд значение транспортного индикатора бьёт исторические максимумы. В октябре возросли и темпы роста КАРГО-индекса – за месяц показатель прибавил 4,8 процентного пункта (п.п.), достигнув отметки в 135,9%. Впрочем, высокие значения не являются синонимом успеха, так как темпы роста часто бывают очень неравномерными, что и происходит в экономике Белоруссии.

Это подтверждает освобождённое от влияния сезонного и календарного факторов значение КАРГО-индекса по отношению к аналогичному периоду предыдущего года. Если в сентябре наблюдалось снижение темпов роста показателя на 2,6 п.п. – до 106,1%, то в октябре отмечается увеличение уже на 5,4 п.п. – до 111,5%. За последние полгода это уже четвёртый случай, когда направление движения индикатора резко изменяется.

Главной причиной таких колебаний были изменения в ключевой для экономики Белоруссии отрасли – нефтеперерабатывающей. Ситуация в ней фактически такая же, как и год назад. В октябре было погружено более 1,6 млн тонн нефтяных грузов, что на 5,2% меньше, чем за аналогичный период предыдущего года. Но всё же это лучший показатель с начала года, когда наблюдалось сокращение погрузки на 31,2%.

Ещё одним грузом, по которому наблюдается снижение, стал цемент. Его погрузка сократилась на 3,1% – до 302 тыс. тонн. Впрочем, говорить о спаде в строительной отрасли не стоит. Тем более  что с каждым месяцем вложения в строительство растут – в октябре объём инвестиций по отношению к аналогичному периоду предыдущего года увеличился на 27,9%. О продолжающемся росте свидетельствуют и данные по погрузке строительных грузов, которая возросла на 7,7% – до 2,4 млн тонн.
Немного выше были темпы роста погрузки лесных грузов и чёрных металлов. У первых она увеличилась на 16%, до 372,7 тыс. тонн, у вторых – на 17,5%, до 181,1 тыс. тонн.

Но наибольший рост наблюдается по зерну, а также химическим и минеральным удобрениям. Несмотря на то, что в январе – октябре производство продукции растениеводст­ва в Белоруссии уменьшилось на 3,7% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, погрузка зерна продолжает расти достаточно быстрыми темпами – в октябре 2010 года рост составил 65,6% – до 172,7 тыс. тонн. По минеральным удобрениям ещё более серьёзное увеличение – на 69,6% – до 1,1 млн тонн.

Естественно, изменения в погрузке семи входящих в состав КАРГО-индекса грузов  оказали влияние и на структуру транспортного индикатора. Уменьшение долей в октябре нынешнего года по сравнению с октябрём предыдущего наблюдается по нефтяным (–10,8 п.п.) и лесным (–0,2 п.п.) грузам, а также чёрным металлам (–0,1 п.п.). По остальным четырём грузам наблюдалось увеличение долей. Наиболее значительным оно было по строительным грузам (+8,6 п.п.). Также серьёзный рост для этих грузов по удобрениям (+1,6 п.п.), зерну
(+0,9 п.п.) и цементу (+0,1 п.п.).

Эти изменения происходят на фоне активной подготовки к президентским выборам, которые состоятся в Белоруссии 19 декаб­ря. Нынешний лидер Александр Лукашенко всё чаще рассказывает об успехах экономики за время его правления. При этом рефреном идёт напоминание, что результаты могли быть лучше, если бы не политика России – основного поставщика сырья. На днях он называл нынешний год тяжёлым для нефтехимического комплекса, так как ему пришлось перестроить работу из-за взимания Россией
100-процентной пошлины на поставляемую нефть.
«Но мы нормально вышли из сложившейся ситуации. Сегодня все нефтеперерабатывающие заводы загружены на 100%», – с гордостью объявил Лукашенко.

Однако остаётся немаловажный вопрос цены. Своей нефти в стране нет, и огромные перерабатывающие мощности приходится загружать за счёт импортного сырья. Цены на него существенно разнятся. В частности, средняя стоимость закупаемой в России нефти для Белоруссии составила в январе – сентябре $402 за тонну. Такой же объём венесуэльского «чёрного золота», по данным Белстата, обходился существенно дороже – по $645 за тонну. Впрочем, такая разница в ценах не смущает белорусского лидера. Он уже заявил, что в 2011 году страна закупит в России менее половины необходимой ей нефти, а остальной объём будет получен от других поставщиков, в том числе из Венесуэлы.

Параллельно с поиском альтернативного «чёрного золота» Белоруссия стремится и к другим импортёрам «голубого топлива». Уже ведутся переговоры с Польшей и странами Балтии о строительстве терминалов и заводов по разжижению топлива. По словам Лукашенко, активность связана с тем, что «до мировой цены (российского газа для Белоруссии) осталось совсем немного». Для сравнения: по данным Белстата, средняя цена импортного газа (Россия – единственный поставщик) с начала года составляет $183 за тыс. куб.м. При этом «Газпром» ожидает, что средняя экспортная цена для Европы в 2010 году составит $308.

Пока же альтернативные поставщики не найдены, Белоруссия намерена постепенно менять структуру топливно-энергетического баланса страны, в котором доля природного газа при выработке электроэнергии – 95%. По словам Лукашенко, планируется в ближайшее время потратить «огромные средства» для обеспечения энергетической безопасности страны. Точную сумму он не назвал, но магистральный путь указал – строительство электростанций на угле, воде, а также с использованием торфа и даже дров. Но обойтись без газа при производстве удобрений стране всё равно не удастся.

Предвыборная демонстрация «независимости» может дорого обойтись экономике Белоруссии. Крупные перерабатывающие мощности не приносят благ сами по себе. Да и экономические выгоды от закупки более дорогого сырья представляются сомнительными. Вместе с тем рычагов влияния на Москву у Минска остаётся всё меньше. В конце октября завершилась сварка линейной части Балтийской трубопроводной системы­‑2.
«Не побоюсь сравнения: она как атомная бомба – средство сдерживания, гарантия от политического шантажа. Например, если вдруг возникнут проблемы с прокачкой по «Дружбе», мы сможем пустить нефть в обход по БТС-2», – считает первый вице-президент «Транснефти» Михаил Арустамов.



В досье
КАРГО-индекс – транспортный индикатор, созданный газетой «Гудок-1520» и позволяющий отслеживать изменения в реальном секторе экономики через данные о погрузке железных дорог. Расчёт показателя для России, Украины и Белоруссии ведётся по единой методике.
В расчётную базу индекса для Белоруссии входят семь наиболее важных для экономики грузов: чёрные металлы, нефть и нефтепродукты, зерно и продукты перемола, химические и минеральные удобрения, лесные грузы, а также строительные материалы и цемент. Весовые коэффициенты для каждого груза рассчитаны в зависимости от выручки организаций, специализирующихся на соответствующем виде экономической деятельности. Размерность КАРГО-индекса – проценты, точка отсчёта – январь 2006 года (100%). Значение показателя можно сопоставлять со значением за аналогичный период предыдущего года. Анализ структуры КАРГО-индекса позволяет в ежемесячном режиме делать выводы об изменениях роли каждой отрасли в экономике страны. Подробная методика представлена на сайте www.cargoindex.ru.

Автор: Юлия Громадская, Анатолий Ходоровский

Новости

6 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «КАРГО-индекс»