Подписка 1520 - PDF

Блокада остаётся фактом

Среда, 03.11.2010 в 00:00
Блокада остаётся фактом
– Сергей Владимирович, недавно возобновлено движение поездов на участке Кишинёв – Одесса. Чья это инициатива?

– Этот шаг стал началом наших отношений с Молдавской железной дорогой. Изначально инициатива исходила от Приднестровской железной дороги. Но надо честно признать, что в запуске поезда есть заслуга и Ильи Цуркана (глава Молдавской железной дороги. – Ред.), который практически сразу после своего назначения на должность позвонил мне и назначил встречу, на которой был заложен первый камень в основание нашего партнёрства.

– А какой была позиция бывших руководителей МЖД?


– Она была «железобетонной». С того самого момента, когда в силу блокадных действий со стороны Молдовы в 2006 году остановилось движение, мы предлагали вернуть всё на свои места и в качестве первого шага предлагали движение дизель-поезда Кишинёв – Одесса. Но руководство МЖД на тот момент не хотело даже слышать об этом. Нам говорили: «Верните нам подвижной состав и вернитесь в правовое русло. Только после этого мы можем возобновлять какое-либо движение». Но тут нужно было учитывать, что так называемое правовое русло касается не только нашей железной дороги, а всего Приднестровья. Это всё равно что признание для Приднестровья. И вот спустя четыре года Илья Цуркан сам связался со мной, и мы обсудили планы на будущее. Родилось новое временное соглашение. Надо отдать должное и ОАО «РЖД», они тоже приложили для этого определённые усилия и даже включили свой состав московского формирования, который назначается при увеличении пассажиропотока.  Инициатива была наша, но Молдавская дорога подхватила её, проработала все вопросы, и в результате появилось соглашение, которое было подписано Молдавской железной дорогой, ОАО «РЖД» и «Укрзализныцей».

– Какие условия необходимы для возобновления грузового движения?


– Первое условие – это пресловутое постановление правительства РМ о снятии блокады. После возобновления движения пассажирского поезда Кишинёв – Одесса думали, что процесс запущен и в скором времени можно будет возобновить грузовое движение, и даже выдвинули свои условия, с которыми Молдавская дорога согласилась, но потом наступило затишье.

– Какие условия вы выдвинули?


– Их два: на данных участках должны работать наши локомотивы и Приднестровская железная дорога должна получать провозные платежи за выполняемую транспортную работу, что вполне естественно, ведь это наша инфраструктура и наш подвижной состав. Но решения по этому вопросу пока нет, поэтому пока не будем говорить об этом.

– После запуска поезда Кишинёв – Одесса появилось мнение о том, что блокаду с Приднестровья сняли? Согласны ли вы с этим мнением?


– Нет, её не сняли, так как постановления правительства РМ об этом пока не было. Блокада продолжается, и мы пытаемся выживать в тех условиях, в которых оказались. По-прежнему наши поезда не могут двигаться в сторону украинской границы по кратчайшему  расстоянию, с минимальными транспортными издержками.

– Как будет развиваться транзит после того, как было принято решение разрешить Приднестровью экспортировать свою продукцию по железной дороге непосредственно через украинские пункты перехода на приднестровском участке молдавско-украинской границы?


– Знаете, мы бы с вами уже говорили о том, как разрешение Приднестровью экспортировать свою продукцию по железной дороге повлияет и какие возможности откроет, если бы это разрешение существовало. Но, к сожалению, это всего лишь «мыльный пузырь». Это заявление было озвучено премьер-министром Молдавии Владимиром Филатом, но так и осталось на уровне проекта постановления правительства. И, судя по всему, таковым и останется, пока не пройдут парламентские выборы в Молдове. Когда мы услышали это заявление и к нам попал проект,  мы готовы были привлекать  экспедиторов и настраивать клиентов на работу, но, к сожалению, постановление не вступило в законную силу.

– Какие шаги по реформированию вы собираетесь предпринять в ближайшем будущем?


– Речь о реформах пока не идёт, так как сейчас царит тяжелейший кризис и железная дорога пытается выжить. Сейчас мы смотрим, как реформируются РЖД и «Укрзализныця», применяя правильные подходы в будущем, может быть, но сейчас нам нужно выжить, пока ничего не трогая. Основные наши затраты  – это зарплата персонала, налоги, топливо и аварийные ситуации, когда срочно нужно покупать запчасти.

– У ПЖД есть инвестиционная программа железной дороги на 2011 год?


– У нас есть трёхлетняя программа – с 2009 по 2011 год, но опять-таки из-за вмешательства кризиса мы не можем её выполнять. В инвестпрограмме есть статьи об обновлении инфраструктуры и покупке подвижного состава. Мы собирались перейти с аналоговых телефонных станций на цифровые, но пока это невозможно. Правда, летом 2010-го наконец-то закончили строительство пункта по обслуживанию и ремонту локомотивов, но там только помещения и часть оборудования.  Полностью необходимое для обслуживания оборудование купить не удалось из-за пресловутого отсутствия денежных средств. Так что инвестиционная программа есть, но выполнить её нет возможности.

Наша железная дорога несёт убытки, за 9 месяцев 2010 года убыток составил  5,9 млн приднестровских рублей (примерно $591,8 тыс.). Может быть, в масштабах РЖД это небольшие деньги, но для железной дороги, доходы которой составляют 23,4 млн руб. (около $2,38 млн), – это внушительная сумма. Вот с такими неутешительными результатами мы подошли к осени 2010 года.

– Насколько велики потребности железной дороги в обновлении парка?


– Они, конечно, есть. Сейчас у нас старые локомотивы, как маневровые ЧМЭ3, так и магистральные 2ТЭ10. Но мы пока обходимся ими. Они функционируют – перевозят грузы, и потребности наших экономических агентов мы удовлетворяем полностью.

– И как вы в дальнейшем планируете развивать отношения с Молдовой?


– Пока экспорт идёт только в сторону Молдовы по крайне нерациональным схемам, говорить о росте не приходится. Для того чтобы как-то привлекать клиентов, мы снижали тарифы, но снижать уже больше некуда. Мы ощутим рост грузоперевозок, когда будет снята блокада. Перспективу роста объёмов я вижу в разрешении экспортировать приднестровским предприятиям продукцию по железной дороге непосредственно через украинские пункты перехода на приднестровском участке молдавско-украинской границы. Тогда мы могли бы ещё перевозить грузы экономических агентов Молдовы кратчайшим путём. Для нас – рост грузоперевозок, для них – короткий путь и экономия времени и денежных средств.

Хотелось бы, чтобы наши отношения развивались в духе партнёрства, основываясь на равноправии хозяйствующих субъектов. Мы понимаем, что в силу нашей непризнанности выходить на более высокие структуры пока не можем. Но Приднестровская железная дорога могла бы делегировать Молдавской железной дороге функции по предоставлению своих интересов на различных  международных форумах по железнодорожному транспорту.

Беседовала Татьяна Ерёмина.
Автор: Татьяна Ерёмина

Новости

52 м
59 м
1 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Государственное регулирование отрасли»