Подписка 1520 - PDF

Изменения без роста

Среда, 03.11.2010 в 00:00
Изменения без роста
Осень не принесла значимых изменений в реальный сектор экономики Украины. В течение двух месяцев подряд транспортный индикатор находится фактически на одном уровне. К позитивным новостям можно отнести некоторые структурные изменения. Они проявились в снижении роли в КАРГО-индексе чёрных металлов и руды, которые в период кризиса удерживали экономику от ещё более глубокого падения.

Начиная с июля нынешнего года значение КАРГО-индекса постепенно увеличивается. В сентябре по сравнению с августом оно возросло на 0,4 процентных пункта (п.п.) и составило 120,6%. Близкий к этому результат был и в прошлом году (120,8%). Но сравнение с трёхлетним периодом, который предшествовал глобальному спаду, свидетельствует о том, что украинская экономика всё ещё не может оправиться от прошлогодних проблем. Традиционное значение транспортного показателя в сентябре было выше нынешнего более чем на 30 п.п. (2008 год – 152,8%, 2007 год –
163,3%, 2006 год – 154,6%).

Освобождённое от влияния сезонного и календарных факторов значение КАРГО-индекса по отношению к аналогичному периоду предыдущего года второй месяц остаётся фактически на одном уровне – 99,8%. Если в октябре сохранится аналогичная динамика показателя, то можно будет говорить о стагнации в реальном секторе экономики Украины.

С большим оптимизмом смотрит на ситуацию в стране Национальный банк, который рассчитывает близкий по содержанию индикатор. В сентябре значение индекса выпуска в базовых отраслях экономики по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года составило 10,8%, увеличившись по сравнению с августом на 8,8 п.п.

При этом в пояснительной записке к показателю основной причиной столь серьёзного роста этого показателя называется улучшение ситуации в сельскохозяйственной отрасли. По данным Укрстата, падение индекса объёмов сельскохозяйственного производства замедлилось с 4,1% по итогам восьми месяцев текущего года до 1,3% в январе – сентябре.

Аналитики Нацбанка также считают, что положительное влияние на динамику индекса оказали возобновление экономической активности на Ближнем Востоке и запуск прокатных мощностей в Западной Европе, что способствовало увеличению объёмов металлургического производства. Августовское падение в этой отрасли (–1,1%) в сентябре сменилось ростом на 14%.

В то же время, по данным Нацбанка, в сентябре несколько ухудшилась ситуация в строительной отрасли. На фоне замедления темпов роста капитальных расходов бюджета объёмы строительст­ва по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года снизились на 4,8%, хотя падение объёмов выполненных работ за девять месяцев составило 12,6% вместо зафиксированных месяцем ранее 14%.

Изменения в металлургической и строительной отраслях, на которые указывает официальная статистика, подтверждаются и динамикой изменения погрузки соответствующих грузов. По чёрным металлам показатель в сентябре по отношению к аналогичному периоду предыдущего года возрос на 13,6% (в августе наблюдалось снижение на 4,2%). Погрузка строительных грузов увеличилась на 27,5%, хотя в предыдущем месяце рост составлял 32,5%.

Однако по зерну и продуктам перемола, которые в КАРГО-индексе отражают роль сельского хозяйства, в сентябре зафиксировано падение на 21,1% (в августе снижение составляло 20%). В дальнейшем погрузка зерна может ещё сильнее сократиться, ведь Украина ввела с 4 октября по 31 декабря 2010 года квоты на экспорт зерна в размере 2,7 млн тонн. При этом, по данным Министерства аграрной политики, на 22 октября было собрано больше 39,1 млн тонн зерна, что на 9,3% меньше, чем на аналогичную дату 2009 года. В целом правительство прогнозирует урожай на уровне 39 млн тонн против 46 млн тонн в минувшем году. Несмотря на то что собранные объёмы уже несколько превысили прогноз, а уборка ещё не подошла к концу, министр агрополитики Николай Присяжнюк заявил, что действие квот на экспорт зерна может быть продлено до конца сельскохозяйственного года, то есть до 30 июня 2011 года.

У ещё трёх грузов, входящих в расчётную базу КАРГО-индекса, погрузка в сентябре была выше, чем в аналогичном периоде 2009 года. По железным и марганцевым рудам она возросла на 5,3% (в августе рост на 1,7%). По каменному углю увеличение составило 5,3% (в августе – 13,7%), а по неф­тяным грузам – 10% (в августе – 22,2%).

Изменения в погрузке сказались и на структуре транспортного индикатора, консолидирующего роль каждого груза в реальном секторе экономики Украины в целом. Наибольшую долю в нём традиционно занимают строительные грузы – 32,4%. Однако их значимость по сравнению с аналогичными периодами 2008 и 2009 годов существенно меньше (36,2% в 2009 году и 43,7% в 2008 году). Обратная ситуация складывается по каменному углю. Его доля составила 31,4%, что превышает показатели минувшего кризисного года на 5,2 п.п., а докризисного 2008 года – на 7,9 п.п. Немного больше, чем в предыдущие годы, доля нефтяных грузов (3,7% – в 2010 году, 3,5% – в 2009 году, 3,1% – в 2008 году) и зерна (6,1%, 5,2%, 4,6%). Остальные два важных для экономики Украины груза – чёрные металлы и руда – утратили свои позиции по сравнению с 2009 годом, когда они выступали главным фактором поддержки экономики. Но сейчас их роль выше, чем в 2008 году. Доля первых составляет почти 19% (20,8% – в 2009 году и 18,7% – в 2008 году), а вторых – 7,4% (8%, 6,5%).

В целом реальный сектор украинской экономики пока демонстрирует хоть и стабильные, но достаточно низкие результаты. Однако надежды на новый этап восстановления есть – ситуация на мировых рынках улучшается, а значит, повышается спрос на основные экспортные товары – чёрные металлы, уголь и руду. В то же время сохраняется негативное влияние на экономику со стороны сельского хозяйства и строительст­ва, которое ещё месяц назад было генератором позитивных новостей.

В досье
КАРГО-индекс – созданный газетой «Гудок» транспортный индикатор, позволяющий отслеживать изменения в реальном секторе экономики через данные о погрузке железных дорог. Рассчитывается по единой методике для России, Украины и Белоруссии.
В расчётную базу показателя Украины входят шесть наиболее важных для экономики грузов: чёрные металлы, каменный уголь, нефть и нефтепродукты, марганцевые и железные руды, зерно и продукты перемола, а также строительные материалы. Весовые коэффициенты для каждого груза рассчитаны в зависимости от выручки организаций, специализирующихся на соответствующем виде экономической деятельности (по кодам КВЭД). Размерность КАРГО-индекса – проценты, точка отсчёта – январь 2006 года (100%). Его можно сопоставлять со значением за аналогичный период предыдущего года и индексом выпуска в базовых отраслях экономики, рассчитываемым Нацбанком Украины. Анализ структуры КАРГО-индекса позволяет в ежемесячном режиме делать выводы об изменениях роли каждой отрасли в экономике страны. Подробная методика представлена на сайте www.cargoindex.ru.


Автор: Юлия Громадская

Новости

1 ч
11 ч
11 ч
11 ч
11 ч
13 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «КАРГО-индекс»