Подписка 1520 - PDF

Парадоксальная экономика

Среда, 03.11.2010 в 00:00
Парадоксальная экономика
В сентябре рост КАРГО-индекса замедлился, что свидетельствует об аналогичных процессах в реальном секторе экономики Белоруссии. На фоне роста в сельском хозяйст­ве и увеличения производства удобрений продолжается спад в нефтяной отрасли. Не самая благоприятная информация поступает и из строительного сектора, который оказывает на экономику страны более значительное влияние, чем нефтяной.

Рост значения КАРГО-индекса, который наблюдался в течение последних шести месяцев, в начале осени сменился снижением. За месяц показатель потерял почти 8,6 процентных пункта (п.п.), опустившись до отметки 131%. Тем не менее сентябрьское значение 2010 года стало самым высоким за весь период наблюдения за транспортным индикатором (с января 2006 года). Это свидетельствует о продолжающемся росте в белорусской экономике.

Однако благоприятной ситуацию назвать сложно. Значение индикатора по отношению к аналогичному периоду предыдущего года, на которое не оказывает влияние сезонный и календарный факторы, снизилось со 108,6% в августе до 106,1% в сентябре. При этом надо учитывать, что сравнение ведётся с достаточно низким показателем прошлого года (98,8%).
Что вызвало такое замедление темпов роста экономики, наглядно видно из изменений в объёмах погрузки на железных дорогах. Девятый месяц подряд продолжается падение по нефтяным грузам, погрузка которых в сентябре по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года уменьшилась на 14,5%. Ниже 100-процент­ной отметки находится и показатель по цементу (95,8%). Ещё по трём из семи входящим в состав транспортного индикатора грузам наблюдается снижение темпов роста погрузки. По чёрным металлам прирост этого показателя в сентябре составил 12,3%, хотя ещё в августе он был на уровне 24,2%. Такая же ситуация складывается с лесными и строительными грузами. Погрузка первых возросла на 10,7% по сравнению с 28,4% в августе. По строительным грузам отмечается рост на 7,7%, хотя месяцем ранее показатель увеличился на 22,8%.

Темпы роста возросли лишь по двум грузам. Несмотря на снижение урожайности, соответствующий показатель по зерну и продуктам перемола после падения в августе по отношению к аналогичному периоду предыдущего года на 13,4% в сентябре возрос на 27,5%. Также на 45,1% увеличилась погрузка химических и минеральных удобрений (в августе рост составлял 20,6%). Однако столь значимое увеличение во многом объясняется сравнением с низкой базой сентября 2009 года.

Удобрения являются одним из основных экспортных товаров Белоруссии. Год назад сельхозпроизводители во всём мире ещё в значительной мере ощущали на себе последствия кризиса, поэтому спрос на них был не очень высок. Сейчас ситуация серьёзно изменилась. Во-первых, свою роль сыграло продолжающееся восстановление мировой экономики, которое воздействует на все отрасли. Во-вторых, на руку многим сельхозпроизводителям сыграло падение урожаев в России и на Украине. Значительный рост мировых цен на пшеницу и другие товары позволяет сельхозпроизводителям закупать агрохимикаты в необходимых количествах.

В структуре реального сектора экономики Белоруссии также произошли изменения. В первую очередь они коснулись ключевых составляющих индекса – нефтяных и строительных грузов. Доля первых в сентябре 2010 года составила 23,2%, что ниже, чем в два предыдущих года (35,8% в 2009 году и 34,6% в 2008 году). Роль строительных грузов, наоборот, заметно возросла. Если раньше она ненамного превышала 50% (53,6% в 2009 году и 52,6% в 2008 году), то сейчас составляет почти 65%. Доля другого связанного со строительством груза – цемента – также немного возросла.

В то же время значительное увеличение погрузки удобрений повлияло и на значимость этого груза в реальном секторе экономики Белоруссии. Его доля в сентябре составляла 6,5%, что близко к значению 2008 года (6,6%) и выше прошлогоднего результата (5,4%). Такая же ситуация наблюдается и по зерну (1,6% в 2010 году, 1,1% в 2009 году и 1,6% в 2008 году). Но результаты по двум другим входящим в состав индекса грузам нельзя считать успешными. Доля лесных грузов снизилась до 1,5% (1,8% в 2009 году и 2% в 2008 году). По чёрным металлам падение не столь значительное – до 1,9% (2,1% в 2009 году и 2,3% в 2008 году).

Между тем Белстат опубликовал данные по росту ВВП Белоруссии. За первые девять месяцев текущего года он составил 6,6% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Прогнозы ключевого макроэкономического показателя в Белоруссии определяются не прогнозами ведомств и аналитиками, а указом президента страны, который определил его по итогам года в 11–13%.

Однако реальность столь высоких темпов роста вызывает определённые сомнения, так как производственные показатели в одной из основных отраслей экономики – нефтеперерабатывающей – демонстрируют серьёзное падение. По сравнению с январём – сентябрём 2009 года производство бензина сократилось на 15,2%, дизельного топлива – на 14,5%, мазута – на 31,2%, а газойля – на 15,2%. При этом вопрос об условиях поставок российской нефти в Белоруссию до сих пор не решён. По данным госорганов, в следующем году страна будет использовать в своём энергобалансе венесуэльское «чёрное золото». Но, согласно подписанным контрактам, южноамериканское государство будет ежегодно поставлять 10 млн тонн нефти. Для сравнения: из России в этом году должны поступить 21,5 млн тонн, 6,3 млн тонн из которых не облагаются пошлинами.

В строительной отрасли, которая во многом обеспечивала Белоруссии рост ВВП в минувшем тяжёлом для экономики году, ситуация также неоднозначна. С одной стороны, зафиксирован рост инвестиций в основной капитал (на 9,5% за девять месяцев) и объёмов выполненных строительно-монтажных работ (на 14,6%). При этом индекс цен в этой отрасли увеличился на 8,7%. Но вместо вполне ожидаемого при подобном раскладе роста чистой прибыли строительно-монтажных и ремонтно-строительных организаций по итогам восьми месяцев 2010 года она снизилась на 9,2%. И здесь можно говорить о низкой эффективности ключевой для экономики страны отрасли.

Что касается сельского хозяйства и производства промышленных удобрений, то ситуация в этих отраслях также достаточно нестабильна. В Белоруссии снизились урожаи по основным сельхозпродуктам. А выгоды экономики от агрохимикатов во многом определяются стои­мостью сырья, в том числе газа, основным поставщиком которого является Россия.

Таким образом, последние данные транспортного индикатора свидетельствуют о росте в реальном секторе экономики, но анализ структуры КАРГО-индекса вызывает всё большую озабоченность факторами, за счёт которых он достигается.


Автор: Юлия Громадская

Новости

28 м
1 ч
2 ч
1 д
1 д
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «КАРГО-индекс»