Подписка 1520 - PDF

Год сурка

Воскресенье, 10.10.2010 в 00:00
Год сурка
Реальный сектор украинской экономики уже год топчется на месте. Об этом свидетельст­вуют как данные рассчитываемого «Гудком-1520» КАРГО-индекса, так и индикатор Национального банка страны. Однако некоторые успехи всё же видны.

При относительной стабильности в сырьевом секторе в августе впервые с начала кризиса стало заметно оживление в строительной отрасли. Насколько долгим оно окажется, пока говорить сложно. Слишком сильны дестабилизирующие факторы.

Значение КАРГО-индекса в августе увеличилось по сравнению с июлем на 7,5 процентных пункта (п.п.) и достигло 120,2%. Однако до традиционных показателей этого месяца в докризисный период (2008 год – 164,9%, 2007 год – 167%, 2006 год – 156,9%) пока далеко. Это говорит о том, что реальный сектор украинской экономики, несмотря на общемировую тенденцию к восстановлению, пока не демонстрирует значимых успехов.
О том же свидетельствует и значение КАРГО-индекса по отношению к аналогичному периоду предыдущего года. В августе значение транспортного индикатора так и не смогло превысить 100-процентную отметку, остановившись на уровне в 99,9%. Однако определённые успехи всё же прослеживаются. По сравнению с июлем, когда в реальном секторе появились первые признаки нового спада, показатель возрос на 6,6 п.п. Но такие колебания одновременно являются признаком нестабильности экономики.

На то же указывает и динамика изменений индекса выпуска по базовым отраслям экономики, который рассчитывает Национальный банк Украины. В июле индикатор снизился по сравнению с предыдущим месяцем на 4,4 п.п., до 101,4%, а в августе возрос на 0,6%, до 102%.

В пояснительной записке Нацбанка говорится, что в качестве дестабилизирующего фактора в реальном секторе экономики выступает сельское хозяйство. Из-за неблагоприятных климатических условий урожайность за восемь месяцев текущего года снизилась на 19,9%. В то же время высокие температуры увеличили объёмы потребления электроэнергии. А главным положительным фактором стало то, что впервые с марта 2008 года был зафиксирован рост объё­мов выполненных строительных работ.

На улучшение ситуации в строительном комплексе указывают и изменения в объё­мах погрузки по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Наибольший прирост наблюдается именно в части строительных грузов – на 32,5%, до 5,3 млн тонн, что стало самым высоким показателем с октября 2008 года. Также росла погрузка каменного угля и неф­тяных грузов – на 13,7%, до 8,3 млн тонн и на 22,2%, до 1,1 млн тонн соответственно. Минимальное увеличение (на 1,7%, до 6 млн тонн) зафиксировано по железным и марганцевым рудам. Погрузка оставшихся двух грузов из расчётной базы КАРГО-индекса снижалась. Самое серьёзное падение зафиксировано по зерну – на 20%, до 1,2 млн тонн. Погрузка чёрных металлов не столь значительно, но всё же снизилась – на 4,2%, до 2,3 млн тонн.

Столь значимые перемены в погрузке повлекли за собой не менее серьёзные изменения в структуре транспортного индикатора. Однако при её анализе надо учитывать, что на сравнение со структурой аналогичного периода предыдущих лет сильное влияние оказывает тот факт, что в январе 2010 года в связи с изменениями в структуре выручки реального сектора экономики были пересмотрены весовые коэффициенты всех грузов. Изменения в первую очередь коснулись строительных грузов и чёрных металлов, у которых были снижены коэффициенты, а также каменного угля и зерна, коэффициенты которых, наоборот, возросли. В итоге в августе доля строительных грузов в индексе составила 33,8%, что всего на 2,5 п.п. меньше, чем было год назад. Вторым по значимости стал каменный уголь, доля которого по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 7,4 п.п., до 32,7%. Чёрные металлы занимают в индексе 17,5%, что на 5,3 п.п. меньше, чем в августе 2009 года. На 0,8 п.п. уменьшились доли марганцевых и железных руд, а также зерна (7,5% и 4,9% соответственно). Доля нефтяных грузов за год возросла на 0,5 п.п., до 3,7%.

Между тем украинские власти предпринимают новые попытки улучшения ситуации в экономике страны. В конце сентября премьер-министр Николай Азаров договорился с Европейским банком реконструкции и развития о выделении кредита в размере $2 млрд. Его средства будут направлены на реализацию энергетических проектов и развитие транспортной инфраструктуры в рамках подготовки к футбольному чемпионату Евро-2012.
Конечно, такие действия смягчат проблему безработицы и позволят ещё немного загрузить производственные мощности предприятий смежных отраслей. Но не стоит упускать из виду, что власти вновь пытаются изменить ситуацию в экономике за счёт заёмных средств. При этом, по последним оценкам МВФ, совокупный государственный и гарантированный государством долг, без учёта займа от ЕБРР, к концу 2010 года составит 40–41% ВВП. По итогам 2009 года этот показатель составлял 32–33% ВВП.

Вместе с тем премьер-министр Николай Азаров прогнозирует, что уже в 2011 году показатели развития экономики смогут достичь докризисного уровня. Однако пока не ясно, за счёт чего это должно произойти. Бюджетные параметры серьёзно зависят от размера внешнего долга, а он, как видно, не только не сокращается, но и постоянно увеличивается. На существенные вложения в экономику Украины из-за рубежа также не приходится рассчитывать. Согласно последнему опросу «Европейской бизнес-ассоциации» (EBA), индекс инвестиционной привлекательности страны начал снижаться, хотя до этого три квартала подряд демонстрировал рост. Спрос на уголь и чёрные металлы на мировых рынках также пока далёк от докризисного уровня.



В досье
КАРГО-индекс – созданный газетой «Гудок» транспортный индикатор, позволяющий отслеживать изменения в реальном секторе экономики через данные о погрузке железных дорог. Рассчитывается по единой методике для России, Украины и Белоруссии.
В расчётную базу показателя Украины входят шесть наиболее важных для экономики грузов: чёрные металлы, каменный уголь, нефть и нефтепродукты, марганцевые и железные руды, зерно и продукты перемола, а также строительные материалы. Весовые коэффициенты для каждого груза рассчитаны в зависимости от выручки организаций, специализирующихся на соответствующем виде экономической деятельности (по кодам КВЭД). Размерность КАРГО-индекса – проценты, точка отсчёта – январь 2006 года (100%). Его можно сопоставлять со значением за аналогичный период предыдущего года и индексом выпуска в базовых отраслях экономики, рассчитываемого Нацбанком Украины. Анализ структуры КАРГО-индекса позволяет в ежемесячном режиме делать выводы об изменениях роли каждой отрасли в экономике страны. Подробная методика представлена на сайте www.cargoindex.ru.

Автор: Юлия Громадская

Новости

5 ч
5 ч
5 ч
5 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «КАРГО-индекс»