Подписка 1520 - PDF

Построенная экономика

Воскресенье, 10.10.2010 в 00:00
Построенная экономика
В семействе транспортных индикаторов «Гудка-1520» пополнение. Теперь по единой методике с помощью КАРГО-индекса можно оценивать состояние и перспективы реального сектора экономики не только России и Украины, но и Белоруссии. Причём экономика союзного с Россией государства демон­стрирует уникальные для постсоветского пространства тенденции. В отличие от большинства стран мира ВВП Белоруссии в 2009 году не только не снизился, но даже подрос на 0,2%.

Проследить, какие изменения происходили в реальном секторе не только в период глобального экономического спада, но и нескольких лет до него, а также понять их причины позволяет КАРГО-индекс. Транспорт­ный индикатор для Белоруссии создан по апробированной в России и на Украине методике. В её основе лежат данные о перевозке грузов железными дорогами, на которые в стране приходится почти 76% грузооборота. При этом 84% погрузки обеспечивают семь включённых в расчётную базу индекса грузов: чёрные металлы, удобрения, зерно, цемент, лесные, нефтяные и строительные грузы.

Для того чтобы определить значение каждого груза для реального сектора экономики, в расчёт индикатора введены весовые коэффициенты, которые вычисляются на основании величины выручки организаций, специализирующихся на соответствующем виде экономической деятельности. В качестве «реального сектора» приняты все экономические субъекты за исключением финансового сектора, государственного управления, а также сферы услуг.

Точкой отсчёта для всех стран стал январь 2006 года, который принят за 100%. Сезонные колебания индекса устраняются при помощи сравнения его значения с показателем аналогичного периода предыдущего года. А структура КАРГО-индекса даёт возможность понять, какую роль в экономике играют те или иные отрасли, а также проследить изменения в них.

В целом с начала расчёта транспортного индикатора (январь 2006 года) экономика Белоруссии демонстрировала рост. Исключением стали лишь достаточно глубокие спады в начале 2007 и 2010 годов, которые нельзя отнести к традиционному зимнему снижению показателей. Любопытно, что по времени падение темпов роста в реальном секторе совпадает с периодами, когда между Белоруссией и Россией возникали разногласия по поводу стоимости углеводородов. По оценкам вице-премьера белорусского правительства Владимира Семашко, только после введения в текущем году 100­‑процентной экспортной пошлины на российскую нефть загрузка нефтеперерабатывающих мощностей Белоруссии снизилась на 70%. И здесь можно говорить о главном недостатке экономики Белоруссии. Обладая серьёзными перерабатывающими мощностями, она фактически не имеет собственного сырья, поэтому сильно зависит от его поставщиков.

На сегодняшний день ситуация изменилась в лучшую сторону. Значение транспортного индикатора в августе составило 139,6%, что является максимальным значением с начала расчёта показателя.

В то же время анализ КАРГО-индекса по отношению к аналогичному периоду предыдущего года указывает на то, что помимо спадов начала 2007 и 2010 годов некоторое снижение прослеживалось и в феврале – июне и конце 2009 года. Оно объясняется последствиями кризиса, который не мог не оказать своего влияния и на Белоруссию. В августе значение транспортного индикатора, освобождённое от сезонных колебаний, составило 108,6%, что свидетельствует о продолжающемся росте экономики.

На чём основываются успехи белорусской экономики, можно понять по структуре КАРГО-индекса. В отличие от России и Украины наибольшую долю в нём традиционно занимают не сырьевые, а строительные грузы, на которые в августе 2010 года пришлось почти 63,7%. Причём этот показатель на 16,5% больше, чем в августе 2009 года. Но столь сильная разница образовалась не только за счёт усиления роли строительства в экономике, но и из-за того, что с января 2010 года мы изменили весовые коэффициенты грузов, так как структура реального сектора в кризис изменилась, что, естественно, отразилось на выручке.

Меньшую роль стали играть нефтепереработка, металлургия, лесная отрасль и производство удобрений. Одновременно с этим усилилась значимость строительства, производства зерна и цемента. Доля последнего в индексе в августе текущего года по сравнению с аналогичными периодами предыдущих лет возросла (до 0,3%). По оставшимся пяти грузам, входящим в расчётную базу КАРГО-индекса, было зафиксировано снижение. В итоге нефтяные грузы заняли 23,4%, удобрения – 5,8%, зерно – 3,3%, чёрные металлы – 2,1%, а лесные грузы – 1,5%.

Данные о погрузке на Белорусской железной дороге также свидетельствуют, что большая часть ключевых отраслей экономики растёт. В августе по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года отмечено увеличение физических показателей по четырём грузам из семи: удобрениям, чёрным металлам, лесным и, естественно, строительным грузам. Но погрузка нефтяных грузов, зерна и цемента снижается.

В целом экономику Белоруссии можно назвать одной из наименее пострадавших от кризиса на всём пространстве СНГ. Однако злую шутку с ней может сыграть серьёзная зависимость от стран – поставщиков сырья, и в первую очередь России. Другую потенциальную опасность таит строительная отрасль, которая фактически стала ведущей в стране. По данным Белстата, размер инвестиций в основной капитал (в действовавших ценах) только в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличился на 16,6%. В том числе по объектам промышленного назначения рост составил 13,2%, а непроизводственного – 22,9%. При этом по числу построенных квартир на 10 тыс. населения Белоруссия с 2000 года занимает первое место среди стран Содружества. Однако, сколь долго будут возрастать объёмы вложений в строительство, сказать сложно. Ведь кроме потребности населения и промышленности в возведении новых жилых и инфраструктурных объектов, которая всё же конечна, серьёзное влияние на строительство оказывают и источники его стабильного финансирования. А в силу несырьевой специфики белорусской экономики они серьёзно зависят не от экономических, а от политических факторов.

В дальнейшем «Гудок-1520» будет анализировать ежемесячные значения белорусского транспортного индикатора. Подробная информация о методологии расчёта и значениях КАРГО-индекса представлена на сайте www.cargoindex.ru.



Автор: Юлия Громадская, Анатолий Ходоровский

Новости

13 ч
14 ч
14 ч
14 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «КАРГО-индекс»