Подписка 1520 - PDF

Все пути ведут в Иран

Понедельник, 20.09.2010 в 00:00
Все пути ведут в Иран
Во время визита российской делегации во главе с президентом Дмитрием Медведевым в Армению в числе прочих вопросов затрагивалась тема строительства железной дороги Армения – Иран.

Министр транспорта России Игорь Левитин сообщил, что российские проектные институты завершили работу над техническим заданием проекта, и на следующем этапе начнётся разработка технико-экономического обоснования. В этом свете стоит вспомнить, что Иран реализует собственный проект строительства железной дороги в рамках транспортного коридора «Север – Юг» Казвин – Решт – Астара. «Гудок-1520» попросил независимых экспертов сравнить эти два проекта с точки зрения транзитного потенциала.

Оказалось, большинство из них отдаёт предпочтение ирано-азербайджанскому проекту, несмотря на то, что его реализация в последнее время затягивается иранской стороной из-за проблем с финансированием.

Эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов считает, что основной железнодорожный маршрут через Закавказье в рамках коридора «Север – Юг» пройдёт через Азербайджан.
«Армения может быть участником коридора «Север – Юг» как боковое ответвление, как территория, которая дополнительно снабжает грузами основной маршрут», – отметил он.

Виной всему – транспортная блокада Армении со стороны Турции и Азербайджана.
«Транзит через грузинские порты осложняется тем, что Грузия выставляет Армении высокие тарифы за перегрузку», – добавил эксперт.

С этим согласен президент ассоциации экспедиторов Армении Егише Ованесян.
«В Советском Союзе было распределение грузопотоков на Армению. Процентов пятнадцать шло через Грузию и примерно 80% – через Азербайджан. Это было связано с пропускной способностью магистралей. Таким образом, дороги как бы дополняли друг друга. Думаю, что в случае с магистралями на Иран будет работать та же схема», – отметил он.

Аждар Куртов считает, что участие России в строительстве дороги Иран – Армения имеет не вполне понятный смысл.
«В условиях горного рельефа строительство дороги обойдётся очень дорого. При этом нет никаких расчётов, показывающих, что эта железная дорога окупится. Непонятно даже, какие грузы по ней будут перевозиться», – отметил эксперт.

По его мнению, для Армении эта дорога имеет скорее политическое значение, чем экономическое.
«Для Армении важно получить выход во внешний мир, при этом не затрачивая собственных средств», – резюмировал эксперт.

Азербайджанский экономист, член Азербайджанского национального общественного комитета по европейской интеграции Тогрул Джуварлы уверен, что «дорога Армения – Иран будет иметь исключительно региональное значение для этих двух стран, и благодаря её строительству возможно увеличение двустороннего грузопотока. Казвин – Решт – Астара более глобальный и реалистичный проект. Речь идёт о транспортном коридоре, который соединит страны Северной Европы с Персидским заливом. Но пока, к сожалению, реализация этого проекта осложняется недостатком средств у Ирана, с одной стороны, и охлаждением политических отношений России и Ирана – с другой».

Другой азербайджанский эксперт – управляющий директор компании ASPI Consulting Engineers Ибрагим Маммадзаде считает, что Казвин – Решт – Астара будет более прибыльным проектом, чем дорога Армения – Иран.
«Транзитом через Азербайджан можно будет везти стратегические грузы: нефть, сжиженный газ. Для Ирана это направление более выгодно, поскольку оно ведёт на Тегеран. Эта часть Ирана наиболее развита с точки зрения транспортных коммуникаций. Что касается Армении, то её дорога на Иран будет менее загружена и соответственно менее рентабельна. Не имея общих границ с Россией и прямого выхода к морю, Армения не сможет осуществлять масштабные транзитные перевозки», – отмечает эксперт.

Руководитель Центра политических исследований фонда «Нораванк» Севак Саруханян полагает, что у дороги Армения – Иран есть транзитный потенциал за счёт возможности связать Черноморский регион и страны Персидского залива.
«Однако для этого Армения и Иран в ближайшие годы должны вести активные переговоры с государствами региона, которые могут использовать новую железную дорогу, – Индией, Пакистаном, Грузией, Украиной, Румынией, Россией и Болгарией», – отметил эксперт.


Автор: Денис Виксне

Новости

1 д
1 д
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Запасной путь»

Воскресенье, 08.10.2017 в 00:34
Понедельник, 10.04.2017 в 06:20
Вторник, 24.01.2017 в 06:21