Подписка 1520 - PDF

Один сильный перевозчик необходим

Понедельник, 20.09.2010 в 00:00
Один сильный перевозчик необходим
– Сейчас обсуждается возможная приватизация нескольких латвийских госпредприятий, в том числе и Latvijas dzelzceļš, в счёт погашения кредита в 7,5 млрд  евро МВФ. Как вы относитесь к идее приватизировать дорогу?

– Железнодорожной инфраструктуре следует оставаться в том же статусе, который существует в Латвии сейчас. Она принадлежит предприятию, 100-процентно принадлежащему государству.

– Разве дорога, находясь в руках у частного собственника, не стала бы более эффективной?


– В случае приватизации частный владелец будет стараться увеличить прибыль за счёт снижения безопасности движения, что доказывают многочисленные железнодорожные аварии в Англии. Приватизация железной дороги уже проходила в Эстонии. И там пришлось возвратить её в собственность государства.

Перевозчики могут быть и частниками. Однако при условии, что в их число входит и LDz как очень сильный перевозчик. В нынешних обстоятельствах, когда Латвийское государство не помогает LDz содержать железнодорожную инфраструктуру, именно LDz наиболее заинтересован в том, чтобы общий объём перевозок был максимальным. И давал достаточно доходов для содержания инфраструктуры. Перевозочной компании LDz следует быть достаточно сильной, чтобы принимать все возможные грузы.

В Латвии уже работают два частных перевозчика. Но они не захотят транспортировать уголь по тарифам, близким у уровню себестоимости перевозок. Зачем частнику это делать – частник везёт дорогие грузы. А что произойдёт с рельсами, по которым возят только дорогие грузы?
Для содержания инфраструктуры пришлось бы устанавливать столь высокие тарифы, что уже никто не повёз бы по ним никакие грузы. Если государство берётся платить за содержание путей, то тогда можно и позволить частным перевозчикам возить лишь те грузы, которые им выгодны.

– Кто, по вашему мнению, потенциальный претендент на покупку железной дороги?


– Приватизация железной дороги могла бы стать привлекательной для финансистов, интересы которых представляет МВФ. Люди там понимают, что они дали Латвии взаймы столько, сколько она никогда не сможет вернуть из своих налоговых поступлений.

– Если прибыль будет получать частный владелец, то кто тогда будет финансировать развитие инфраструктуры и дотировать пассажирские перевозки?


– Мы тоже хотели бы знать ответ на эти вопросы. Поэтому и не поддерживаем переход железной дороги в частные руки: государства, где её пытались приватизировать, потерпели неудачу. Конечно, можно передать часть перевозок частным компаниям, но история доказывает, что свободный рынок тут не работает. Кто-то должен возить и дешёвые грузы, кому-то нужно платить и за содержание малоиспользуемых путей. Лучше всего этим может заниматься государственное предприятие. Согласно закону, Latvijas dzelzceļš определяется как неприватизируемое предприятие, поэтому его приватизация не может обсуждаться.

– Основной доход Latvijas dzelzceļš приносят пока транзитные перевозки. Какие шаги ваше предприятие предпринимает для диверсификации грузовой базы? Например, собираетесь увеличивать грузопоток на Центральную Азию?


– Рынки Центральной Азии обладают большим потенциалом привлечения новых грузов. Казахстан уже обеспечил существенное увеличение объёмов перевозок зерна и ферросплавов. До кризиса Узбекистан за счёт транспортировки хлопка в Европу был одним из крупнейших клиентов Латвийской железной дороги. Однако сейчас крупнейшим потребителем этого продукта является Китай. Но из Узбекистана идут и другие грузы, в том числе нефть и нефтепродукты.

Считаю, что именно Китай в недалёкой перспективе может стать той страной, которая обеспечит привлечение совершенно новых грузов к транспортному коридору «Восток – Запад». Конечно, для этого придётся серьёзно потрудиться, и в первую очередь в направлении упорядочения тарифов и инфраструктуры, а также упрочения сотрудничества с Россией и Казахстаном.

– Готова ли Латвия к расширению сотрудничества с Китаем в сфере транзита и логистики?


– Да, готова. За последние пять лет в Китае побывали многочисленные делегации латвийских политиков и бизнесменов. Китайские коллеги неоднократно наносили визиты в Латвию. Между КНР и Латвийской Республикой утверждены правительственные соглашения о морском транспорте. Утверждено также соглашение между министерством сообщений Латвии и министерством железных дорог Китая о сотрудничестве.

Морем из Риги в Китай переправляются химическое сырьё и минеральные удобрения. Из Китая морским путём поступает в Россию всевозможная продукция широкого потребления, сельскохозяйственное оборудование. Перевозятся промышленная продукция и производственное оборудование морем из Германии и далее железной дорогой до пунктов назначения в различные российские города, в том числе в Сибирь и Забайкалье. Причём на этих маршрутах железнодорожный транспорт однозначно лидирует, поскольку автоперевозки недоступны в этих районах России. Кроме того, по данным логистов LDz Cargo, доставка грузов в удалённые центры России по железной дороге значительно выгоднее, даже учитывая морскую составляющую до порта Риги и железнодорожные ставки по материку.

– Повлияет ли на перевозки Latvijas dzelzceļš Таможенный союз, который недавно заключили Россия, Белоруссия и Казахстан? Если да, то каким образом?


– Пока рано судить о развитии этого вопроса. Мы пока не знаем, какие изменения принесёт этот союз в тарифную политику и как это отразится на перевозках.

Беседовала Татьяна Ерёмина.

Новости

6 ч
6 ч
6 ч
13 ч
14 ч
16 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Государственное регулирование отрасли»