Подписка 1520 - PDF

Сырьевые риски

Понедельник, 20.09.2010 в 00:00
Сырьевые риски
Представляем первый обзор нового индикатора «Гудка-1520» – КАРГО-индекс (Украина). Реальный сектор украинской экономики пока далёк от восстановления. Об этом свидетельствуют как заявления властей и официальная статистика, так и данные транспортного индикатора. И если в России стабилизирующую роль играет нефть, то на Украине – уголь и строительство. При этом большая часть дестабилизирующих факторов сохраняется.

Чтобы понять сегодняшнее состояние экономики Украины, стоит вернуться к событиям лета 2008 года, когда стали проявляться первые симптомы грядущего кризиса. Данные КАРГО-индекса показывают, что уже в июне начала снижаться погрузка чёрных металлов. Каменный уголь, строительные грузы, а также марганцевые и железные руды «продержались» до сентября. Находясь на самом дне кризиса, экономика встретила новый, 2009 год. Восстанавливаться она начала лишь с улучшением внешнеэкономической конъюнктуры, то есть к началу лета 2009 года. В это время на мировых рынках начали дорожать все сырьевые товары, в том числе уголь и металлы.

Как и в российском аналоге, параллельно с ухудшением ситуации в реальном секторе начала меняться структура КАРГО-индекса (Украина): возросло значение сырьевого сектора (каменный уголь и нефть), который в острой фазе кризиса удерживал экономику страны от ещё большего падения. В то же время роль обрабатывающих отраслей и связанных с ними грузов (чёрные металлы и руды) начала ослабевать. Также снизился вес строительных грузов. Это связано с тем, что инвестиционная активность в наших экономиках традиционно поддерживается за счёт сырьевых доходов.

Эти изменения стали очень значимыми для реального сектора. В результате с января 2010 года мы изменили весовые коэффициенты, отражающие значимость каждого груза для экономики. Но стандартные для методики расчёта КАРГО-индекса ежегодный анализ и изменение коэффициентов не внесли существенных корректив в тенденции.

Все спады и подъёмы, которые наблюдались на Украине на протяжении нескольких последних лет, видны в динамике изменений КАРГО-индекса. Нижняя его точка – это январь 2009 года. В дальнейшем график идёт вверх, повторяя циклы предыдущих лет. Причём надо учитывать, что увеличение показателя связано не столько с восстановлением, сколько с сезонным фактором. С нового, 2010 года начался очередной цикл, поэтому ещё одно «дно» зафиксировано в январе текущего года. При этом оно стало минимальным за всю историю индекса (с января 2006 года). Однако в этом случае свою роль сыграл пересмотр весовых коэффициентов.

Снять влияние сезонного фактора позволяет сравнение значения КАРГО-индекса с аналогичным периодом предыдущего года. По динамике изменений этого показателя видно, что нижняя точка – это январь 2009 года. Затем вплоть до мая-июня в экономике наблюдалась стагнация, а в дальнейшем началось медленное, но не очень уверенное восстановление. Аналогичную динамику демонстрирует и рассчитываемый Национальным банком Украины индекс выпуска в базовых отраслях экономики.

Между тем в начале лета текущего года официальный и транспортный индикаторы начали вновь снижаться, что стало результатом сравнения с периодом прошлогоднего восстановления и роста. Значение выходящего немного позже данных о погрузке индекса выпуска в базовых отраслях экономики в июне составило 105,8% (июнь 2009-го – 74%). КАРГО-индекс по отношению к аналогичному периоду предыдущего года в июне находился на уровне 105,4% (июнь 2009-го – 64,4%), а в июле – на уровне 93,3% (июль 2009-го – 73%).

В то же время значение КАРГО-индекса, исчисляемое по отношению к январю 2006 года, в июне составило 109,9%, а в июле – 112,7%, что свидетельствует о стабилизации и даже робком росте в экономике. Но серьёзная зависимость от внешних рынков в случае ухудшения глобальной экономики может привести к стремительному падению и на Украине.
Изменения в экономике фиксируют и данные украинских железных дорог. Сильнее всего выросла погрузка строительных материалов. В июле по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года она увеличилась на 30,8%. Больше, чем год назад, по железным дорогам везут нефтяных грузов и каменного угля (рост на 10% и 5,3% соответственно).

По трём другим базовым грузам наблюдается снижение показателей. Наиболее серьёзное падение погрузки зафиксировано по зерну, что стало результатом погодных аномалий нынешнего лета. По сравнению с июлем предыдущего года его погрузка сократилась на 36,4%. По чёрным металлам зафиксировано снижение на 16%. Вот погрузка железной и марганцевой руды снизилась не так значительно, всего на 1,7%.

На эти изменения отреагировала и структура КАРГО-индекса. Теперь восстановление украинской экономики опирается на угледобывающую и строительные отрасли. Доля каменного угля в июле составила 33,6%, что больше прошлогоднего значения на 7,4 процентных пункта (п.п.). Строительные грузы занимают в индексе 34,7%, хотя ещё год назад, когда начала расти инвестиционная активность, на них приходилось 35,3%. Также высокие для этих видов грузов результаты демонстрируют железные и марганцевые руды, зерно и нефтяные грузы. Хуже всего ситуация с чёрными металлами, доля которых составляет 17% (в 2009 году – 23,7%).

В целом, несмотря на признаки восстановления, которые отражаются в динамике изменений КАРГО-индекса, а также показателей официальной статистики, ситуация в украинской экономике остаётся сложной. В первом полугодии ВВП страны вырос более чем на 6%, но в прошлом году он снизился в этот период на 15,1%. Аналогичную динамику показывают и показатели промпроизводства. Существенно сократился и объём иностранных инвестиций, которые могли способствовать ускорению выхода из кризиса, – за первое полугодие на 77,8%, до $496 млрд.

По словам премьер-министра страны Николая Азарова, в ближайшие два-три года экономическая ситуация будет сложной.
«Мы ещё не вышли из кризиса, мы не вышли на докризисный уровень производства. Мы производим сейчас меньше, чем в 2007 году, а все затраты увеличились в 1,5 раза», – заявил глава кабинета министров.

«Гудок-1520» будет ежемесячно знакомить своих читателей с динамикой изменения КАРГО-индекса (Украина).


Автор: Юлия Громадская, Анатолий Ходоровский

Новости

4 ч
4 ч
7 ч
11 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «КАРГО-индекс»