Подписка 1520 - PDF

Мировые индексы

Понедельник, 20.09.2010 в 00:00
Мировые индексы
Через год после запуска первого в России транспортного индикатора «Гудок-1520» представляет КАРГО-индекс (Украина). Как и российский аналог, он позволяет отслеживать изменения в реальном секторе экономики через данные о погрузке железных дорог. Мировой кризис лишний раз показал, что расчёты, построенные на данных транспортного сектора, оказываются надёжнее и оперативнее, чем данные официальной статистики и прогнозы аналитиков.

О том, что состояние транспортного сектора является надёжным индикатором происходящего в экономике в целом, известно давно. Причём доказывали и использовали в своей деятельности это как либеральные экономисты, так и классики марксизма-ленинизма.
Со временем были созданы и первые индикаторы, которые позволяют фиксировать изменения в различных отраслях экономики через показатели деятельности транспорта. Причём по общепринятой классификации  такие индексы относят или к опережающим (фактически прогнозируют развитие ситуации), или к сопутствующим (фиксирующими одновременно с другими) показателям.

Одними из первых собственный транспортный индикатор создали США. В 2003 году в здании Нью-Йоркской фондовой биржи министр транспорта Норманн Майнит представил «Индекс транспортного обслуживания» (TSI), над созданием которого специальное бюро департамента транспорта работало несколько лет. В ходе презентации чиновник заявил, что показатель был создан для того, чтобы «заполнить существенную дыру в финансовых индикаторах». Сейчас TSI входит в список ключевых параметров в системе макроэкономических показателей США. Один из наиболее известных и удачливых инвесторов в мире Уоррен Баффет при принятии инвестиционных решений часто опирается на динамику изменения его значений.

Свой собственный транспортный индикатор есть и в Евросоюзе. Евростат ежегодно публикует «Индекс объёма грузовых перевозок» (Index of Inland Freight Transport Volume Relative to GDP), который вычисляется как соотношение между объёмом грузовых перевозок на трёх видах транспорта (железнодорожном, автомобильном и водном) и ВВП государств объединения. Причём индекс рассчитывается не только для ЕС в целом, но и для каждой из входящих в него стран отдельно.

Однако общеевропейский индикатор недостаточно оперативен, поэтому ряд государств Большой Европы вычисляет национальные транспортные показатели. Так, французская служба статистики ежеквартально рассчитывает «Индекс производ­ства транспортных услуг» (IPST), в котором отражается изменение стоимости услуг грузовых и пассажирских перевозок, а также вспомогательных транспортных мероприятий. Нидерланды при создании транспортного индикатора пошли другим путём. «Индекс дорожного трафика» (Index figures traffic density) вычисляется по плотности движения. А эту информацию «собирают» 800 электронных счётчиков, установленных вне населённых пунктов.

В Великобритании специализированного транспортного индикатора нет, зато «Индекс услуг» (Index of Services) этой страны учитывает объёмы грузов, перевезённых различными видами транспорта. При этом сам индекс показывает ежемесячное изменение доли сферы услуг в валовой добавленной стоимости. В одной из составных частей Соединённого Королевства – Уэльсе – рассчитывается «Экспериментальный уэльсский индекс транспорта, складского хозяйства и связи» (Welsh Index of Transport, Storage and Communication), указывающий на ежеквартальные изменения в валовой добавленной стоимости этих секторов экономики Уэльса.

Однако транспортные индикаторы вычисляют не только статистические службы. В Австралии собственный «Индекс поставок» (Skelton Sherborne Shipping Index), по которому можно определить состояние горнодобывающей и строительной отраслей Зелёного континента, рассчитывает компания Skelton Sherborne, занимающаяся перевозкой техники для нужд этих отраслей. Его расчёт основан на отслеживании количества погруженной на борт судна техники и её стоимости.

Единственный в России специализированный индикатор вычисляет газета «Гудок». Год назад мы презентовали КАРГО-индекс, который отражает состояние реального сектора экономики страны. В его расчётную базу вошли девять грузов, почти на 75% формирующие объём погрузки на сети российских железных дорог. Изменения в динамике КАРГО-индекса по отношению к аналогичному периоду предыдущего года и предыдущему месяцу текущего года можно сравнивать с официальным индикатором – индексом выпуска в базовых отраслях экономики, рассчитываемым Росстатом. Методология расчёта транспортного индикатора и взаимосвязь его тенденций с другими индексами прошла научный анализ Института экономики РАН. По его данным, в докризисный период коэффициент корреляции, отражающий взаимосвязь между КАРГО-индексом и официальным индикатором выпуска в базовых отраслях экономики, составляет 0,925, что является очень высоким показателем. Также отмечен достаточно высокий уровень его взаимосвязи не только с официальной статистикой, но и с индексом фондовой биржи РТС, отражающим тенденции на финансовом рынке России.

Данные КАРГО-индекса мы публикуем, как правило, через неделю после окончания месяца, а схожий по содержанию индикатор Росстата выходит примерно через месяц. В условиях кризиса оперативность и достоверность нашей методики привлекли к ней внимание инвестиционного и научного сообщества. В отличие от российского статистического ведомства мы полностью раскрываем методику и не вносим изменений задним числом.
Подобный КАРГО-индексу индикатор до сегодняшнего дня не вычислялся ни в одной стране СНГ. «Гудок-1520» решил применить апробированные в России методики и для анализа ситуации в реальном секторе экономики наших соседей. Первым в линейке новых индикаторов стал КАРГО-индекс (Украина).

Вычисляется он  на основе данных о погрузке грузов железнодорожным транспортом, по данным Укрстата, на его долю приходится 54% грузооборота страны. Но в данном случае надо учитывать, что ещё 34% занимает трубопроводный транспорт, номенклатура грузов которого очень ограничена. В России эти показатели составляют 42% и 50,5% соответственно.
Методология расчёта КАРГО-индекса (Украина) аналогична той, что используется при вычислении российского транспортного индикатора. В расчётную базу показателя вошли шесть наиболее важных для экономики страны грузов, на долю которых приходится более 75% объёма железнодорожных перевозок: чёрные металлы, каменный уголь, нефть и нефтепродукты, марганцевые и железные руды, зерно и продукты перемола, а также строительные материалы (в российском аналоге нет руды, но присутствуют цветные металлы, удобрения, лес и цемент). Методика предусматривает постоянный мониторинг значимости груза и объёма его перевозок. Весовые коэффициенты каждого груза рассчитаны в зависимости от выручки организаций, специализирующихся на соответствующем виде экономической деятельности (по кодам КВЭД). Они определяют долю в «реальном секторе», в который входят все экономические субъекты, за исключением сферы услуг, финансового сектора, а также госуправления.

Размерность КАРГО-индекса (Украина) – проценты, а точкой отсчёта, как и в российском варианте, стал январь 2006 года (100%). Также мы будем сопоставлять его со значением за аналогичный период предыдущего года и индексом выпуска в базовых отраслях экономики, который на Украине рассчитывает не статистическое ведомство, а Нацбанк. Анализ структуры КАРГО-индекса позволит в ежемесячном режиме делать выводы об изменениях роли каждой отрасли в экономике страны.

Подробная информация о методологии расчёта и значениях КАРГО-индекса представлена на сайте www.cargoindex.ru.


Автор: Юлия Громадская, Анатолий Ходоровский

Новости

1 д
1 д
2 д
1 д
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «КАРГО-индекс»