Подписка 1520 - PDF

Пропавшее зерно

Среда, 25.08.2010 в 00:00
Пропавшее зерно
Засуха в центральной части России уже отразилась на объёмах перевозок зерна по сети РЖД, а значит, и всего «пространства 1520». Правительство РФ вводит мораторий на экспорт зерна, и срок его действия пока не известен. Как оказалось, в некоторых государствах СНГ проблемы с перевозками зерна и их планированием начались уже давно. Мы представляем вниманию ситуацию, сложившуюся в Казахстане.

Как рассказал директор филиала АО «НК «КТЖ» –  «Дирекция перевозочного процесса» Ермек Тулегенов, грузоотправители уже почти не предъявляют зерно к отправке, из-за этого в пределах АО «НК КТЖ» простаивает около тысячи порожних зерновозов.
«Для выполнения экспортного плана нам необходимо ежедневно получать груз, – заявил представитель железнодорожной компании. – К примеру, на 16 июля грузоотправителями в «АО Центр транспортных услуг» (ЦТУ) заявлена перевозка 163,6 тыс. тонн зерна на экспорт, а погружены были только 72,4 тыс. тонн. В июле заявлен план погрузки на экспорт  в объёме 457,7 тыс. тонн, за 19 дней было погружено 167 тыс. тонн, что составляет 59,5% к плану. Мы обратились в «Зерновой союз Казахстана»  с просьбой организовать погрузку утверждённых объёмов зерна для выполнения плана.

«Мы, как экспедиторы, обеспокоены тем, что зерноотправители не предъявляют груз, но не знаем, с чем связана сложившаяся ситуация. Нам они говорят, что вывозить нечего, так как основную часть зерна прошлого года уже отгрузили»,  – сообщает начальник транспортно-экспедиторского отдела «АО Центр транспортных услуг» Гульжан Мырзалиева.

Как заявляет генеральный директор казахстанского зернового трейдера ТОО «Бамбек» Мансур Расулов, пшеницы у зернотрейдеров почти не осталось: «Из-за отсутствия товара цены взлетели почти до мирового уровня – в среднем тонна пшеницы стоит около $150». По его словам, «клиенты, с которыми ТОО «Бамбек» работал ранее, осуществляя внутренние и экспортные торговые операции, стали отказываться от сотрудничества. Афганистан отказался от наших услуг. Иран, закупавший у нас пшеницу и ячмень, теперь поставляет зерно в Афганистан на грузовиках. Возможно, для них выгоднее отказаться от доставки груза железнодорожным транспортом».

«Зерно прошлогоднее на элеваторах осталось, но, скорее всего, его придерживают по причине жёстких климатических условий. Из-за жары и отсутствия дождей появилась угроза пожаров, которые могут привести к потере урожая 2010 года», – считает  руководитель аппарата АО «Казтранссервис» Бекмырза Игенбердинов.

Начальник отделения дороги Кокшетау АО «НК КТЖ» Вячеслав Миронов подтверждает информацию о том, что в его регионе зерноотправители не предъявляют груз.
«На сегодняшний день это общая тенденция. Зерно на элеваторах есть, но все ждут снижения тарифов», – предполагает он.

Как сообщает вице-министр сельского хозяйства Казахстана Арман Евниев, по предварительным данным областных управлений сельского хозяйства, валовой сбор зерновых культур урожая 2010 года прогнозируется на уровне 13,9 млн тонн, что на 6,9 млн тонн меньше показателя 2009 года.
«В связи со сложившейся ситуацией на внутреннем рынке зерна в целях предотвращения неконтролируемого оттока зерна за пределы республики на заседании правительства Республики Казахстан от 28 июля принято решение о прекращении субсидирования транспортных расходов при экспорте казахстанского зерна с 1 августа 2010 года», – говорится в письме Армана Евниева, которое было направлено в АО «Центр транспортных услуг».

В связи с этим с 29 июля прекратилось заключение договоров транспортной экспедиции с экспортёрами на частичное возмещение транспортных расходов при экспорте казахстанского зерна. Напомним, размер субсидий составлял $40 за тонну при условии экспорта через территорию России и Китая на порты.

По данным Минсельхоза Казахстана, в южных регионах страны уже началась уборка урожая. На сегодняшний день убрано 367 тыс. гектаров зерновых культур, намолочено 507 тыс. тонн зерна при урожайности 13,8 центнера с гектара, что на 6,7 центнера с гектара меньше уровня 2009 года (20,5 центнера с гектара).
«В связи с отсутствием действующих экспортных контрактов идет снижение объёма перевозок. С другой стороны, если учитывать тот взрывной рост цен на мировом рынке, который произошёл за последний месяц, существенно улучшилась конъюнктура рынка, и можно ожидать восстановления спроса на казахское зерно, что положительно скажется на экспортных перевозках», – считает генеральный директор агентства «СовЭкон» Андрей Сизов.



Засуха меняет погрузку в России
Запрет на экспорт российского зерна начал действовать 15 августа и продлится минимум до 31 декабря (по данным Минсельхоза и правительства, срок может быть увеличен вплоть до начала следующего зернового года). По поставкам в страны СНГ этот запрет ударит в незначительной степени: в прошлом, 2009/2010 году Россия вывезла около 0,5 млн тонн, в основном – в Армению и Азербайджан. При этом в истекшем маркетинговом году импорт зерна в Россию составил 194 тыс. тонн, в том числе 94 тыс. тонн из Казахстана и 38 – из Украины. Казахстанский транзит достиг 2,2 млн тонн, транзит в целом составил 2,4 млн тонн. На начавшийся год ЗАО «Русагротранс» прогнозирует рост импортных перевозок до 1,5–1,8 млн тонн. Транзит будет зависеть от ситуации с урожаем в сентябре и может составить около 1,5 млн тонн. В первую очередь это будут перевозки из Казахстана в Азербайджан.


Автор: Татьяна Ерёмина

Новости

2 ч
4 ч
13 ч
13 ч
13 ч
20 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Контрольный пункт»