Подписка 1520 - PDF

Вагоны застряли в спорах

Среда, 25.08.2010 в 00:00
Вагоны застряли в спорах
На очередном витке этого противостояния «Гудок-1520» дал возможность высказаться обеим сторонам конфликта и попробовал найти независимые оценки пограничного противостояния.

Одна сторона баррикад





Владимир Собкалов
,
первый заместитель начальника «Таджикской железной дороги»:








– Проблема транзита грузов через Узбекистан в Таджикистан по железной дороге перешла в иную плоскость. Если раньше Узбекистан задерживал вагоны с различными грузами, то теперь на Хатлонский участок Таджикской железной дороги узбекская сторона перестала передавать только вагоны с горюче-смазочными материалами (ГСМ). За последние 11 дней мы не получили ни одного такого вагона, притом что в Термезе скопилось 78 вагонов с ГСМ. Вагоны с пиломатериалами, мукой продолжают поступать.

Узбекская железная дорога (УЖД) отказывается пропускать полносоставные поезда, предлагая нам вывозить по 10 вагонов. Но стоит ли гнать тепловоз за 160 км, чтобы вывезти эти 10 вагонов. Это значит работать себе в убыток.

В обратном направлении УЖД вообще не берёт грузы с марта. Мне пришлось три дня добиваться, чтобы они пропустили два вагона с гуманитарными грузами для Киргизии по Всемирной продовольственной программе ООН.

Из-за задержек вагонов мы теряем клиентуру: многие предпочитают отправлять грузы автотранспортом. На северном направлении – через Душанбе – проблем с транзитом нет. Но у нас пока нет железнодорожной ветки в южные районы, она только строится. А чтобы довезти грузы на юг из Душанбе автотранспортом, нужно преодолеть два перевала. И у нас нет такого автопарка, чтобы мы могли предоставлять нашим клиентам такую услугу.

У нас уже накопилось более 300 претензий от грузополучателей по поводу задержки вагонов. Часть из них мы направили узбекской стороне. Но УЖД отказывается общаться с нами по поводу задержек, для них это закрытая тема. Прежние заявления о том, что задержки происходят из-за ремонтных работ, несостоятельны. Они начали говорить о ремонтных работах ещё в конце 2008 года, а на дворе уже 2010 год – за это время можно было уже новую ветку построить.

Суть в том, что неважно, сколько вагонов задерживается – 10 или тысяча. Почему в принципе одно государство может задерживать вагоны, ему не принадлежащие? Ведь в основном вагоны принадлежат не Узбекистану, а другим государствам Содружества – России, Белоруссии, Казахстану. По сути, это не что иное как пиратство.








Константин Бондаренко
,
председатель правления Центра свободного рынка Таджикистана:









– Ситуация с задержкой вагонов отрицательно влияет не только на Хатлонский регион. Дело в том, что от поставок по железной дороге через Узбекистан зависит вся южная часть Таджикистана, это более половины республики. Порядка 60% поставок по железной дороге идёт транзитом через Узбекистан. В первую очередь несут убытки бизнесмены, которые зависят от этих поставок. Ситуация сказалась на рынке продуктов питания и ГСМ. За последние три месяца цены в столице на топливо поднялись на 15%.


Вторая сторона баррикад
Шерзод Исматуллаев,
заместитель председателя правления Узбекской железной дороги:
– С нашей стороны никаких задержек вагонов не происходит. С начала месяца мы принимали в среднем по 200 вагонов в сутки. Оборот вагонов у нас 8 суток. Если 200 вагонов умножить на 8, получается 1600 вагонов. У нас на полигоне на текущий момент 1300 вагонов назначением на Таджикистан. Получается, что мы укладываемся в норму по передаче вагонов.

В направлении стыка Амузанг – на Таджикистан в сутки приходит 10 вагонов. Но таджикская сторона не хочет принимать их такими партиями, предлагая нам отправлять по 50 вагонов. Если мы в сутки принимаем по 10 вагонов, получается, мы должны 5–6 суток накапливать вагоны, помимо 7–8 суток, которые они следуют по нашей территории до станции Термез. ТЖД требует от нас полносоставные поезда, но откуда мы их возьмём, если приходит по 10 вагонов в сутки.


Взгляд со стороны


Андрей Грозин
,
заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ:






– Единственный выход из сложившейся ситуации – если руководство Таджикистана сможет выйти на высшее руководство Узбекистана и путём переговоров попытается решить проблему железнодорожной блокады. Те проблемы, которые есть у таджикских транспортников в связи с узбекским неофициальным эмбарго, по-другому решить просто нельзя. Я считаю, что в Ташкенте всерьёз опасаются того, что грузы, которые идут сейчас в Таджикистан, могут пойти на строительст­во Рогунской ГЭС. Строительство этой гидроэлектростанции в Узбекистане воспринимают как угрозу национальной безопасности. А учитывая то, что Узбекистан позиционирует себя как сильного регионального лидера, в Ташкенте считают, что могут принимать к соседней стране силовые методы воздействия.


Нужен арбитр






Дмитрий Абзалов
, эксперт Центра политической конъюнктуры:








– Эффективным решением конфликта являются региональные организации, такие как ОДКБ, ШОС либо ЕврАзЭС. ШОС обладает серьёзными политическими ресурсами, тогда как ЕврАзЭС – экономическими. Необходимо учитывать, что экономическое сотрудничество Узбекистана и Таджикистана может стать инструментом снижения конфликтности. Необходимо предлагать совместные инфраструктурные проекты, в частности строительство железных дорог. В этом направлении работа должна вестись совместно с ЕврАзЭС.

Экономика Таджикистана работает на привозном сырье. Поэтому задержки в поставках ГСМ для внутреннего потребления и сельскохозяйственных нужд республика компенсировать не сможет. Эти вопросы нужно решать оперативно, в противном случае могут возникнуть серьёзные проблемы с обеспечением различных отраслей экономики.

Политика транспортной изоляции может осложнить отношения Узбекистана не только с Таджикистаном, но и с такими крупными игроками в регионе, как Россия и Китай. Последний давно вынашивал планы строительства новых транспортных коридоров. Действия Узбекистана могут привести к тому, что эти коридоры могут быть проведены в обход страны.

Кроме того, такая политика Узбекистана может осложнить отношения с Россией, которая также вынашивает планы строительства новых коридоров. Стабильность поставок является основополагающим фактором для разработки проектов.


Предложение





Чингиз Измайлов
,
председатель исполкома Координационного транспортного совещания государств – участников СНГ:









– Железная дорога занимается перевозкой народно-хозяйственных грузов. И всякая задержка в их поставках ни к чему хорошему для экономики не приводит. Решать эту проблему нужно на заседании Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества в присутствии руководителей железнодорожных администраций государств «пространства 1520». Этот вопрос требует общественного внимания, поскольку он весьма сложен и содержит в том числе политическую составляющую.
Реплика
<b>Шерзод Исматуллаев</b>:
<br />
Таджикская дорога требует от нас полносоставные поезда, но откуда мы их возьмём?
<br />


ТЭГИ: ТАДЖИКИСТАН | КОНФЛИКТ | УЗБЕКИСТАН | ВАГОНЫ | ПРОСТОЙ

Новости

5 ч
7 ч
16 ч
16 ч
16 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Спорная территория»