Подписка 1520 - PDF

Преференции кончились

Воскресенье, 08.08.2010 в 00:00
Преференции кончились
С 1 июля кончилось действие конвенции на «замораживание» цен на перевозки продукции металлургической и химической отраслей. Теперь предприятия ждут правительственных решений о повышении железнодорожных тарифов.

Запрет на повышение перевозочных цен вводился в 2008 году как антикризисная мера и базировался на договорённости правительства с руководителями транспортной отрасли и промышленных предприятий (Меморандум о взаимопонимании). На основании этого документа железнодорожные тарифы были «заморожены» на уровне сентября 2008 года в обмен на докризисные цены металлургической продукции для нужд железной дороги.

В итоге металлурги на тарифных преференциях (по данным Министерства промышленной политики Украины) сэкономили 1,9 млрд гривен ($240 млн), железнодорожное ведомство Украины исчисляет недополученный доход в результате сдерживания своих тарифов в 622 млн гривен ($80 млн).
Меморандум утратил силу, так как регулирующее его правительственное постановление не было пролонгировано. Напомним, этого потребовал МВФ при предоставлении Украине очередного кредита.

Глава правительства Николай Азаров по этому поводу сказал: «Если мы хотим иметь экономику, работающую в конкурентных условиях, нужно создавать для этого соответствующие условия, не тепличные... Льготные тарифы приводят к тому, что железная дорога становится банкротом и не может проводить реконструкцию. Вы посмотрите на наши поезда: какой подвижной состав, какие вагоны, какие локомотивы? Какое состояние железнодорожных путей? Разве туда не надо вкладывать деньги? Или будем ждать, что всё остановится? Мы химикам и металлургам сделали главное – удешевили газ на $100. Давайте думать, что мы грузы будем перевозить не только сегодня, но и завтра, послезавтра».

Как пояснили «Гудку-1520» в главном коммерческом управлении госадминистрации железнодорожного транспорта Украины (УЗ), обычно при расчёте тарифов на грузовые перевозки учитывается уровень инфляции.
«Обосновывая тарифы на год, мы отталкиваемся от уровня инфляции прошлого года с возможными поправками, поэтому предлагаем поквартальное индексирование стоимости грузовых перевозок, согласование расчётов в министерствах экономики и финансов длится тоже порядка трёх месяцев», – сказал замначальника управления Андрей Мирошников.

По его словам, в 2009 году индекс инфляции был 14%, но действовал меморандум, тарифы не повышались, и только в мае 2009 года с введением нового тарифного руководства индекс стоимости перевозок в целом повысился на 1,4%.

В текущем году, как утверждают в УЗ, тарифы не повышались, хотя, невзирая на меморандум, промышленники всё это время поднимали цены на изделия из металла для нужд железной дороги. К примеру, рельсы Р65-обычные в январе 2009 года стоили 6,6 тыс. гривен/т, в мае 2010-го – 10,7 тыс. гривен/т, стрелочные переводы подорожали с 225 до 272 тыс. гривен за комплект, сталь толстолистовая – с 6 тыс. гривен/т до 11,5 тыс. гривен/т.

«Для того чтобы восполнить разрыв, уже сейчас надо индексировать тарифы, тем более что прогнозный уровень инфляции текущего года – 13,6%», – говорит Андрей Мирошников.

В то же время заместитель министра промышленной политики Сергей Беленький уже заявил о том, что в случае ухудшения ситуации в основных экспортных отраслях, какими являются горно-металлургический комплекс и химическая промышленность, министерство намерено вернуться к вопросу возобновления тарифных преференций.

«Со второй половины мая текущего года экспортные цены на металлопродукцию снизились на $40–160 за тонну, что существенно повлияло на экономическое состояние металлургов уже в июне – июле. На фоне невозмещения государством НДС собственные оборотные средства у большинства предприятий уже имеют отрицательное значение. Растёт кредиторская задолженность, ухудшились расчёты за потреблённые газ и электроэнергию, растёт задолженность по зарплате», – перечисляет проблемы отрасли генеральный директор объединения предприятий «Металлургпром» Василий Харахулах.

Эксперты называют ситуацию конфликтом интересов.
«Если до конца квартала железной дороге всё же разрешат изменить тарифы, то это будет всего 3–5% роста. И всё равно это не компенсирует растущие цены на металлопродукцию. Есть общая тенденция – падение цен на металлопрокат по Украине (увеличение объёмов рынка и падение цен), но на монопольные виды продукции для железной дороги эта тенденция не распространяется, поскольку цены определяются производителем лично», – отмечает руководитель экспертной группы консорциума «Менеджмент консалтинг групп» Дмитрий Подтуркин.

Чем это чревато, в УЗ не скрывают – максимальным износом основных средств. Уже сейчас практически не хватает вагонов, есть сложности с обеспечением тяги – локомотивов не хватает, нужны серьёзные вложения в путевое развитие станций.
«Всё должно развиваться планомерно, а сдерживание, которое провоцируют металлурги, ни к чему хорошему не приведёт – завтра возить нечем будет», – заключает Андрей Мирошников.


Цифра номера
$240 млн

Автор: Людмила Менжулина

ТЭГИ: УКРАИНА | ПЕРЕВОЗКИ | ТАРИФЫ | ПОВЫШЕНИЕ

Новости

23 ч
1 д
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Государственное регулирование отрасли»