Подписка 1520 - PDF

Без сырья и моря

Понедельник, 26.07.2010 в 00:00
Без сырья и моря
Министерство транспорта и коммуникаций Белоруссии разработало проект Стратегии развития транзитного потенциала страны на 2011–2015 годы.

«Для Белоруссии, как для внутриконтинентального государства, не имеющего выхода к морям, а также не обладающего значительным сырьевым ресурсом, особое значение приобретает обеспечение транзита и поиск новых перспективных рынков транспортных услуг», – говорится в документе.

По словам начальника управления стратегического развития, координации и инвестирования транспортных систем минтранса Белоруссии Павла Божанова, основная цель документа – совершенствование условий транзита для увеличения доходов страны от этого вида деятельности. Для этого планируется усовершенствовать законодательную базу, провести реконструкцию и модернизацию транзитной инфраструктуры и привлечь инвестиции у международных банков.
Основное внимание в стратегии уделено развитию железнодорожного транспорта, на долю которого приходится более 50% всех транзитных перевозок республики. Объём транзитных перевозок Белорусской железной дороги в 2015 году должен составить 50,1 млн тонн (это на 11% больше по сравнению с ожидаемым объёмом 2010 года).

В числе первоочередных мероприятий названы электрификация БЖД в направлении Литвы и увеличение скорости движения поездов.

Отметим, это не первый опыт Минска создать документ, аккумулирующий государственные задачи в отрасли. Сейчас завершается реализация Комплексной программы обеспечения эффективного использования транзитных возможностей Белоруссии на 2006–2010 годы. Она предусматривала, что транзитные перевозки БЖД увеличатся на 14% (по сравнению с 2005 годом) и составят 49,5 млн тонн в 2010-м. Однако, как сообщил первый заместитель начальника службы перевозок БЖД Иван Войтехович, по итогам года этот показатель составит лишь 45 млн тонн. В 2009 году из-за влияния мирового экономического кризиса произошло снижение спроса на товары и услуги.

Для минимизации потерь доходов республики от транзита в августе 2009 года правительство Белоруссии дополнило Комплексную программу статьёй, предусматривающей снижение тарифов БЖД на транзитные перевозки.

В целом с начала 2010 года транзитные тарифы БЖД снизились на 9–70% в зависимости от наименования продукции и маршрутов перевозки. Это уже позволило получить активную динамику роста транзитных перевозок с Россией (рост на 7,6%), Польшей (на 26,8%), Литвой (на 10,4%), Эстонией (на 38,2%), а также с Германией в 2 раза и Чехией в 8 раз. Всего за первое полугодие 2010 года БЖД транзитом перевезла около 23,1 млн тонн грузов, что на 8% больше по сравнению с аналогичным периодом 2009 года.

По словам председателя исполкома Координационного транспортного совещания государств – участников СНГ Чингиза Измайлова, новое снижение тарифов ориентировано в большей степени на европейские страны.
«Это логично, поскольку большая часть границы Белоруссии проходит именно с европейскими странами. Страна, активно инвестирующая в развитие железнодорожной инфраструктуры, естественно, старается окупить свои вложения большей частью за счёт привлечения транзитных грузов. При этом транзитные тарифы БЖД заранее просчитаны – они компенсируются за счёт роста внутриреспубликанских тарифов», – заявил эксперт «Гудку-1520».

БЖД ежегодно поднимает тарифы на внутриреспубликанские перевозки грузов. В 2008 году они выросли на 25%, в 2009-м – на 10%, в первом полугодии 2010 года – на 5%.

По мнению директора по развитию компании Apply Logistic (Центр прикладной логистики, Белоруссия) Дмитрия Черноморца, на снижение тарифов БЖД идёт в большей степени не для привлечения дополнительного грузопотока, а для его возврата на железную дорогу.
«За счёт монополизированного положения БЖД её тарифы зашкалили таким образом, что грузовладельцы начали просто переходить с железнодорожных схем на автомобильные. То есть БЖД начала терять трафик. Естественно, необходимо снижение заоблачных цен на перевозки», – считает он.

По его оценке, для достижения запланированных на 2015 год объёмов транзитных перевозок недостаточно простого снижения тарифов.
«БЖД необходимо ещё выстроить систему клиентоориентированности. В ином случае снижение тарифов приведёт к элементарному заигрыванию с публикой. Кроме того, нужно смотреть, как оперативно будет реагировать БЖД на изменение рынка по сравнению с другими компаниями страны, быстрее ориентирующимися в системе тарифообразования», – добавил эксперт.

Проект стратегии развития транзитных перевозок Белоруссии уже внесён на рассмотрение в правительство, и ожидается, что к осени 2010 года на его основе будет разработана Государственная программа развития транзитного потенциала Белоруссии на 2011–2015 годы.

По оценке Павла Божанова, реализация этой программы позволит Белоруссии к 2015 году увеличить доходы от транзита на 24% по сравнению с 2009 годом – до $2,5 млрд. При этом доля БЖД должна составить порядка 60%.


Автор: Рина Мориц

Новости

2 ч
3 ч
3 ч
4 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Государственное регулирование отрасли»