Подписка 1520 - PDF

Таможенный союз закрутит гайки на рельсах

Вторник, 01.06.2010 в 00:00
Таможенный союз закрутит гайки на рельсах
Федеральная таможенная служба подготовила новый закон, который, по мнению ОАО «РЖД», существенно осложнит жизнь как железнодорожникам, так и импортёрам.

Эксперты считают, что этот закон ударит по самим же таможенникам: благодаря Таможенному союзу у экспортёров появится возможность не связываться с российскими  фискальными органами.

Уже  1 июля 2010 года вступают в силу Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) и целый ряд дополняющих его нормативных документов, составляющих таможенное законодательство государств – членов Таможенного союза – России, Белоруссии и Казахстана.

ТК ТС содержит значительное количество отсылочных норм, в том числе к внутреннему законодательству государств – членов Таможенного союза. В России нормативные акты, регламентирующие таможенное законодательство, могут вскоре серьёзно измениться: на смену Таможенному кодексу Российской Федерации разработан и проходит межведомственное согласование проект федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (Проект). Содержание Проекта вызывает серьёзную озабоченность у специалистов  ОАО «РЖД».

«Этот документ разрабатывался Федеральной таможенной службой (ФТС) без учёта мнений перевозчика и участников внешней экономической деятельности. Для нас как для перевозчика наиболее проблемным положением нового законопроекта является порядок завершения доставки импортных грузов под таможенным контролем», – заявил «Гудку» начальник отдела организации и функционирования складов временного  хранения  и железнодорожных пограничных переходов Центра по таможенной деятельности ОАО «РЖД» Руслан Розанов. «Согласно действующему Таможенному кодексу Российской Федерации таможенные органы по обращению перевозчика открывают зоны таможенного контроля в местах прибытия груза (на путях отстоя вагонов). Однако в Проекте эта мера не предусмотрена», – утверждает Руслан Розанов. «Согласно положениям Проекта перевозчик, доставив груз в пункт назначения, обязан разместить его в зоне таможенного контроля, после чего передать сопроводительные документы в таможенный орган. Однако таможенный орган назначения может не открывать в пункте назначения зону таможенного контроля и по формальному признаку имеет право не принимать у перевозчика перевозочные документы, поскольку груз не размещён в зоне таможенного контроля. А это, в свою очередь, влечёт за собой административную ответственность перевозчика», – объясняет Руслан Розанов. «Но даже  если зона таможенного контроля была открыта, то Проект предъявляет новые требования к перевозчику: после завершения доставки под таможенным контролем груз должен в течение 12 часов быть размещён на складе временного хранения или на складе грузополучателя. Только после этого с перевозчика будет сниматься ответственность перед таможенными органами». Далеко не у каждого грузополучателя есть склад с правом хранения грузов под таможенным контролем, а размещение груза на складе временного хранения подразумевает оплату, которую грузо­отправитель может попытаться возложить на перевозчика через суд.

Чтобы избежать проблем, связанных с таможенным оформлением на условиях, регламентированных Проектом, грузоотправители могут воспользоваться преимуществами Таможенного союза, уверен Руслан Розанов. «После вступления в силу ТК ТС в течение полугодового переходного периода будет сохранён порядок, при котором таможенные пошлины и платежи будут уплачиваться в том государстве, куда следует груз. Однако после этого вступают в силу положения ТК ТС, согласно которым владелец груза может провести таможенную очистку груза в любом месте по маршруту следования указанного товара на территории Таможенного союза», – отмечает Руслан Розанов. «Учитывая, что таможенные пошлины останутся на прежнем уровне, но контроль будет менее жёстким, грузоотправители могут проводить таможенную очистку на территории других государств, входящих в Таможенный союз: для грузов, следующих из Европы, – в Бресте, а для грузов, следующих из Китая, – на казахстанской станции Достык». Это, в свою очередь, может существенно отразиться на объёмах собираемых таможенных пошлин.
Руслан Розанов рассказал, что ОАО «РЖД» во взаимодействии с Министерством транспорта и Министерством экономического развития принимает меры к тому, чтобы донести свою позицию по поводу Проекта до его разработчиков. Это крайне важно также и потому, что при разработке документов Таможенного союза специалисты Мин­транса России и ОАО «РЖД» в состав экспертной группы комиссии Таможенного союза не были включены и не смогли решить все проблемы, стоящие перед железнодорожной отраслью в рамках указанных документов Таможенного союза. Таким образом, неурегулированные вопросы будут регламентироваться внутренним законодательством – Таможенным кодексом Российской Федерации или в перспективе – федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

В ФТС считают опасения РЖД необоснованными. «Согласно новому законопроекту хранение товаров осуществляется на складах временного хранения и иных местах, установленных статьёй ФЗ. Такими местами являются в том числе железнодорожные пути, расположение которых согласовано с таможенными органами», – заявила «Гудку» начальник отдела организации таможенного оформления и таможенного контроля в пунктах пропуска ФТС Лариса Коршунова. Она отметила, что у ФТС будет возможность устанавливать требования к обустройству «иных мест временного хранения», включая железнодорожные пути, чтобы обеспечить возможность эффективного таможенного контроля.
Реплика
В России нормативные акты, регламентирующие таможенное законодательство, могут вскоре серьёзно измениться: на смену Таможенному кодексу Российской Федерации разработан и проходит межведомственное согласование проект федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»

Автор: Денис Виксне

ТЭГИ: ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ | ВВЕДЕНИЕ | ТК ТС

Новости

12 м
19 м
28 м
48 м
5 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Контрольный пункт»