Подписка 1520 - PDF

Затратный тариф заменят стимулом

Суббота, 08.12.2018 в 00:00
Затратный тариф заменят стимулом
В Казахстане повысят прозрачность деятельности монополистов за счет создания новых контролирующих структур. Министерство национальной экономики пересмотрело действующую редакцию закона «О естественных монополиях», объединив процедуры регулирования в одном базовом документе.

Проект закона, подготовленный министерством, предусматривает создание Совета по тарифной политике и Общественного объединения потребителей услуг железнодорожного оператора.

По словам министра национальной экономики Тимура Сулейменова, первая структура будет рассматривать проекты инвестиционных программ компаний, которые утверждаются на срок действия тарифа – пять лет. Совет также наделен полномочиями утвердить их или отправить на доработку, если, к примеру, нет источников финансирования или обосновывающих документов, а также в случае использования недостоверной информации.

Второй новый институт будет создан как некоммерческая организация. Общественное объединение также сможет оценивать инвестпроекты и их эффективность и знакомиться с отчетами об исполнении тарифных смет и в случае претензий подавать иски в суд о защите собственных прав, так как они покупают услуги монополиста.

Как пояснил Тимур Сулейменов, значительные нормативные преобразования связаны с тем, что действующая редакция закона утратила системность, содержит значительное число отсылок, а также тяжела к восприятию. Она была принята в 1998 году и сейчас заметно устарела. В течение 20 лет в документ внесено более 200 поправок 15 нормативными актами. Кроме того, сегодня процедуры регулирования деятельности субъектов естественных монополий, формирования и утверждения тарифов закреплены в 79 подзаконных актах. «Проект объединяет их в два базовых документа. Создание новых структур повысит прозрачность деятельности монополистов», – уточнил министр.

В настоящий момент мажилис (нижняя палата) парламента Казахстана одобрил проект закона «О естественных монополиях». С его принятием деятельность АО «НК «Казахстан темир жолы» (КТЖ) будут контролировать Совет по тарифной политике и Общественное объединение потребителей услуг железнодорожного оператора.

В то же время у депутатов к документу уже возникли вопросы. Как считает председатель мажилиса Нурлан Нигматулин, в проекте закона предусмотрено проведение публичных слушаний о планируемых изменениях тарифов, но эта процедура не отрегулирована и сводится только к обязательству монополиста сообщать о сроках их проведения или о том, что они уже состоялись. «О правовых же последствиях результатов слушаний не говорится. Их главной целью должно стать обеспечение состязательности альтернативных мнений: с одной стороны, субъекта естественной монополии, с другой – потребителей услуг, то есть представителей общественности и бизнеса. Соответственно, утверждение тарифа должно основываться на их решении, а совет выступит арбитром и должен размещать доступную и понятную информацию для граждан о механизмах его формирования», – говорит Нурлан Нигматулин.

Между тем в КТЖ сообщили, что на первый взгляд принципиальных новаций в документе нет. «Насколько мы понимаем, общая структура закона осталась прежней, в нем только объединили несколько разрозненных подзаконных актов и появятся две новые структуры. Но проект пока одобрила нижняя палата в первом чтении, его будут рассматривать еще в сенате, который может принять решение дополнить или сразу принять документ. Детально мы с ним не знакомы, и оценивать его действие можно будет только на практике, когда закон примут», – сказал главный менеджер отдела нормативного обеспечения корпоративных проектов Департамента стратегического планирования, взаимодействия с государственными органами и корпоративного развития КТЖ Баурджан Турежанов.

Однако важные изменения для деятельности железнодорожной компании заметили эксперты. «Сейчас в республике применяется затратный метод тарифного регулирования. То есть по факту раскладываются все расходы и какая-то маржа. У монополиста нет заинтересованности повышать эффективность деятельности или экономить. Теперь КТЖ придется доказывать обоснованность тарифа, так как вводится стимулирующий метод, когда ставка зависит от показателей эффективности деятельности, качества и надежности услуг. Их обеспечить должны руководство и сотрудники компании», – прокомментировал «Гудку» партнер Международной юридической фирмы GRATA International Шаймерден Чиканаев.

По его словам, есть множество менее значимых изменений, которые в целом должны повысить прозрачность работы КТЖ. В частности, вводятся техническая экспертиза исполнения инвестиционной программы и общественный мониторинг. Сейчас это проводится исключительно формально, общественные организации никак не могут влиять на тарифную политику КТЖ. И, кстати, публичные отчеты компания будет размещать раз в полгода, а не ежегодно, как сейчас, также станет размещать на своих интернет-ресурсах информацию о ходе выполнения инвестиционных программ, вплоть до места расположения, и фото объектов.
«На электронный формат переводится рассмотрение заявок монополиста на утверждение тарифов. К ним будут иметь доступ и потребители. Важно, что госконтроль за деятельностью КТЖ выведен из общего порядка, предусмотренного Предпринимательским кодексом. Поэтому проверки будут проводиться чаще. И тарифный регулятор получит доступ к базам данных государственных органов, чтобы сверять отчеты об исполнении тарифных смет и инвестпрограмм с информацией о движении денежных средств, налоговых поступлений и объемов реализации продукции для выявления фиктивных схем», – отметил Шаймерден Чиканаев.

Как считает эксперт центра геополитических исследований «Берлек-Единство» Алексей Чекрыжов, новым законом государство усиливает контроль за железнодорожной монополией.
«Механизмы установления тарифной политики станут действительно более гибкими, однако это не предполагает автоматического их снижения. В проекте предлагается привязать тарифообразование к росту или снижению цен на стратегические товары – газ, нефть, уголь, однако ничто не предвещает уменьшения стоимости энергоресурсов», – говорит эксперт.

Поэтому не менее важно, считает Алексей Чекрыжов, при обновлении нормативно-правовой базы рассматривать также меры по замораживанию тарифов монополистов, в первую очередь энергетических, при внедрении других форм их поддержки.
Власть | Законодательство

Автор: Елена Кудрявцева

Новости

2 ч
13 ч
13 ч
13 ч
14 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Полигон»

Суббота, 19.01.2019 в 04:08
Понедельник, 24.12.2018 в 03:22
Понедельник, 24.12.2018 в 03:16