Подписка 1520 - PDF

Паритет в споре

Суббота, 08.09.2018 в 00:00
Паритет в споре
Latvijas dzelzcels представила на заседании Латвийского совета по портам, транзиту и логистике обоснование проекта электрификации железной дороги страны. Единодушной поддержки документ не получил. Мнения были разными. Участники встречи решили, что окончательное решение остается за Европейской комиссией.

Накануне заседания совета экономическая осуществимость проекта оценена аудиторской компанией Ernst & Young Baltic и ее предположения проверены аудиторской компанией KPMG. Их расчеты показывают, что электрификация железных дорог будет способствовать развитию транзитной отрасли, помогая защитить латвийский транзитный коридор, международную конкурентоспособность и доходы в общем объеме государственного бюджета. В исследование включены не только доходы промышленности, но и более широкие социально-экономические выгоды: проект является одним из основных способов развития Латгальского региона, предусматривает создание новых рабочих мест, дополнительный доход для местных жителей и снижение уровня безработицы.

В компании Latvijas dzelzcels (Латвийская железная дорога, LDz) обещают, что проект окупится, несмотря на то что объем грузов в прошлом году был минимальным за последнее десятилетие. Экономия при перевозке на электричестве, а не на дизеле составит примерно 1 евро на 1 тонну.
«В проекте изначально подсчитан худший вариант с точки зрения цифр – и различные платежи OIK (компонента обязательной закупки), резервация мощности. В сущности, худший сценарий, который мог бы быть. Поскольку принимают разного рода решения, которые сейчас касаются и OIK, и, возможно, в будущем платежей за резервацию мощности, это только улучшит возможность этого проекта выжить», – считает глава LDz Эдвин Берзиньш.

Однако проект заслужил много критики. Глава правления компании Baltijas ekspresis Марис Бремзе не доверяет подсчетам его авторов. «В подсчетах проекта за основу приняты актуальные показатели работы концерна LDz в отношении потребления топлива. Это достаточно оптимистичные прогнозы на потребление электричества. Если подставить в эту формулу цифры частных перевозчиков, так оптимистично это все не выглядит», – отметил он.

Латвийская ассоциация логистики не исключает влияния на среду, однако преимуществ для перевозчиков не видит. «Все хорошие вещи стоят очень дорого. Главные опасения в том, можем мы или не можем сегодня позволить себе дорогую вещь. С точки зрения грузоперевозчиков, однозначных преимуществ либо нет, либо они очень спорные», – отметил глава ассоциации Нормунд Круминьш.

Коалиционная партия «Единство» также сомневается в целесообразности электрификации и просит остановить объявленный Latvijas dzelzcels тендер.
«Дружественнее среда, лучшие для перевозчиков цены и будущая конкурентоспособность однозначно у того способа перевозки, который работает на ископаемом топливе, в данном случае на дизеле», – отметил парламентский секретарь Министерства сообщения Эдгар Таварс. Тем не менее Союз «зеленых» и крестьян, представители которого возглавляют и правительство, и Министерство сообщения, от проекта отказываться не хочет.

В Министерстве сообщения Латвии считают, что реализация проекта электрификации железных дорог принципиально необходима. Так, отмена проекта создает риски проиграть конкуренцию в борьбе с соседними странами, тем самым ставя под угрозу транзитный сектор, от которого зависит значительная часть экономики Латвии.

С точки зрения представителей «Балтийской ассоциации – транспорт и логистика», реализацию проекта нужно прекратить, а предусмотренные на него средства Европейского союза (ЕС) направить на другие проекты. Ассоциация считает проект экономически необоснованным с учетом того, что в будущем оборот грузов на железной дороге упадет, так как Россия будет направлять грузы в свои порты. По ее мнению, из госбюджета потребуется дополнительно примерно 300 млн евро, потому что в проект не включены две позиции расходов – покупка электролокомотивов и продление рельсового пути.

На это Эдвин Берзиньш ответил, что в последнее время растет грузопоток из Белоруссии, а предусмотренное на проект электрификации финансирование ЕС не может быть направлено на другие проекты.

Премьер-министр Латвийского совета портов, транзита и логистики Марис Кучинскис заключил, что LDz нужно активнее разъяснять проект, чтобы не возникало спекуляций.

В 2018 году в Латвии электрифицировано только 257 км путей, что составляет 14% от общей национальной железнодорожной сети. Это значительно ниже, чем в среднем по ЕС – 60%. В настоящее время электропоезда могут использоваться только в пригородных пассажирских перевозках, а грузовые перевозки, на которые приходится около 60% общего объема железнодорожных перевозок в Латвии, ограничены дизельными поездами.

Напомним, что в проект электрификации государственные средства вообще не будут инвестированы. Первая фаза общей стоимости оценивается в 441 млн евро. Из них 347 млн евро планируется привлечь из Фонда сплочения ЕС, а оставшуюся сумму – в виде кредита от Европейского инвестиционного банка. Государственный бюджет не требует средств для этого проекта, и он утвержден решением кабинета министров от 5 декабря 2017 года.

Электрификация железнодорожной сети является самым крупным латвийским проектом, финансируемым из фондов. Планируется провести реконструкцию железнодорожной инфраструктуры и модернизацию более 300 км для того, чтобы уменьшить выбросы CO2 в железнодорожном транспорте на 20%.

На этапе подготовки проекта LDz сотрудничает с консультативным органом Европейской комиссии JASPERS, который дал положительное заключение о проектной документации. Делегация Комитета по бюджетному контролю Европейского парламента выразила общее понимание необходимости реализации проекта и поддержки его дальнейшего развития, а также представления в Европейскую комиссию для принятия окончательного решения.
Проект | Обоснование

Автор: Ксения Ермакова

Новости

1 д
1 д
2 д
1 д
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Полигон»