Подписка 1520 - PDF

Преференции за взносы

Суббота, 25.08.2018 в 00:00
Преференции за взносы
Профсоюз железнодорожников Украины выступил с инициативой лишить льгот и гарантий, предусмотренных коллективным договором с ПАО «Укрзализныця» (УЗ), работников, которые не являются членами общественной организации, но пользуются бонусами.

Официальное обращение направлено президенту, в парламент и правительство республики. Профсоюз предлагает внести изменения в закон Украины «О коллективных договорах и соглашениях» и отменить дискриминацию по отношению к работникам, которые личными средствами, то есть взносами, финансируют организацию, представляющую общие интересы в переговорном процессе с работодателем.
«То есть создается правовой режим, направленный против профсоюзов, поскольку становится очевидным, что вообще, не прилагая усилий и не вкладывая средств, люди получают в полном объеме все блага, установленные коллективным договором», – пояснил первый заместитель председателя профсоюза Александр Мушенок.

По его словам, идея обсуждается давно, и профсоюз решил напомнить правительству о существующей проблеме и подтвердить свою позицию, так как сейчас создана рабочая группа, которая приступила к разработке изменений в закон.
«Это не только социальная справедливость, но и материальная, так как мы живем в новых экономических условиях. Профсоюз участвует в коллективно-договорном регулировании. И те льготы и гарантии, по которым нам удается договориться с работодателем, сопровождаются финансированием. Почему эти деньги должны распределяться на всех?» – говорит Александр Мушенок.

Колдоговор с УЗ, в частности, предусматривает единовременную материальную помощь при выходе на пенсию в зависимости от стажа работы, а также на лечение, бесплатный проезд на отдых для работника и его ребенка в купейном вагоне и в пригородных поездах. Кроме того, материальную поддержку получают сотрудники, мобилизованные на военную службу, и семьи погибших в размере 100 тыс. грн ($3,6 тыс.). И социальный пакет будет только расти.

В настоящий момент профсоюз обсуждает с руководством УЗ возможность компенсации при выходе на пенсию по выслуге лет. Предполагается, что компания будет отчислять взносы в негосударственный пенсионный фонд для тех работников, которые отработали на железнодорожном транспорте 12 лет (мужчины) и 10 лет (женщины). Цена вопроса 60 млн грн ($ 2,1 млн руб.). И если профсоюз добьется поправок в закон, «своим» достанется больше.

В пользу своей позиции в украинском профсоюзе также ссылаются на международный опыт подобного рода. В частности, в Казахстане, Литве, Болгарии и Швейцарии действие коллективного договора распространяется на рабочих и служащих, членов профсоюзной организации, являющейся стороной коллективного договора.

Однако, по словам председателя Федерации профсоюзов железнодорожников Литвы (ФПЖЛ) Вилюса Лигейки, это не соответствует действительности. «У нас так же, как и на Украине, законом предусмотрено, что льготы и гарантии по колдоговору получают все работники компании. И мы несколько лет подряд поднимаем этот вопрос, но переломить ситуацию пока не можем. Сложность в том, что у нас на железной дороге четыре профсоюзные организации, наша самая крупная, в нее входят 3,5 тыс. человек из 7,5 тыс. работников. При этом работодателю безразлично, с кем заключать договор. Но мы не можем допустить, чтобы интересы всего коллектива представлял, к примеру, профсоюз численностью от 40 до 60 человек, которые преследуют популистские цели и предпочитают разговаривать с работодателем языком забастовок и митингов, а также в судах. Это мешает социальному диалогу с руководством компании, к которому привыкла и готовится федерация. Поэтому пока все остается как есть», – рассказал «Гудку» Вилюс Лигейка.

А понимание крайне необходимо, так как в июле закончился срок действующего договора с АB «Lietuvos Gelezinkeliai» («Литовские железные дороги», LG), в нем приличный уровень льгот и гарантий, которые желательно сохранить. Тем не менее идею поправить законодательство в ФПЖЛ не оставляют, считая уравниловку нарушением прав членов профсоюза. Чтобы хоть как-то мотивировать работников вступать в профсоюз, федерация предусмотрела профсоюзную страховку от причинения ущерба работодателю по примеру Латвийской железной дороги. Застрахованы уже 1,5 тыс. человек. Если работник, к примеру, сломал деталь, то есть нанес ущерб компании, ему присуждают штраф. Его за работника заплатит страховая компания или агентство по договору с профсоюзом.

В то же время в Казпрофтрансе подтвердили, что льготы и гарантии получают только члены профсоюза, а не все работники АО «НК «Казахстан темир жолы» (КТЖ). «Украинские коллеги приезжали к нам перенимать опыт, изучали национальное и отраслевое законодательство, чтобы сделать так же. Мы считаем, что это справедливо, так как именно профсоюз от лица работников договаривается с руководством компании. А уровень гарантий и льгот зависит в первую очередь от финансовых возможностей работодателя», – сказал заместитель председателя отраслевого профсоюза Жупарбек Сабитов.

В КТЖ с этого года действует новый коллективный договор до 2020 года, в котором социальные гарантии железнодорожникам превышают требования трудового законодательства республики. На его выполнение компания выделила 9 млрд тенге ($24,91 млн), увеличив финансирование на 27% по сравнению с прошлым годом.

В компании 14 дочерних предприятий, которые самостоятельно заключают собственные договоры, но они отличаются от основного документа только по профилю деятельности и потребностям работников, финансовое сопровождение остается неизменным.
Как рассказал «Гудку» руководитель Департамента социального партнерства, труда и заработной платы Роспрофжела Александр Лощагин, российское законодательство (ст. 43 Трудового кодекса РФ) предусматривает распространение положений коллективного договора на всех работников компании, включая руководителей. В ОАО «РЖД» эта норма, безусловно, соблюдается. В настоящий момент около 97% работников компании являются членами отраслевого профсоюза. По всем организациям, включая дочерние общества, образовательные и медицинские учреждения компании, где действует Роспрофжел, численность членов профсоюза составляет 93,3%.
«Однако для членов профсоюза все же есть дополнительные преференции, которые предоставляются на средства профсоюзной организации, сформированные за счет членских взносов и средств, которые поступили от работодателя по коллективному договору. К примеру, профсоюзные путевки на отдых и лечение, экскурсионные детские путевки, профсоюзная программа лояльности и другие», – говорит он.

В то же время отдельные российские профсоюзы, а также некоторые первичные организации Роспрофжела считают, что все-таки нужно в законодательстве четко определить, что колдоговор строго распространяется на членов профсоюза, а также на других работников, но только если они уполномочили соответствующую первичную профсоюзную организацию на его подписание, отметил Александр Лощагин. Или предусмотреть такую возможность в локальных нормативных актах компании или предприятия. Хотя вопрос и не снят с повестки дня, но в настоящий момент активно не обсуждается, так как у профсоюзов есть более актуальные вопросы по пенсионной реформе, сохранению рабочих мест, заработной плате и условиям труда работников.
Персонал | Жалоба

Автор: Елена Кудрявцева

Новости

52 м
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Персонал»

Суббота, 22.09.2018 в 21:30
Суббота, 22.09.2018 в 21:20
Суббота, 22.09.2018 в 21:17
Суббота, 11.08.2018 в 01:37