Подписка 1520 - PDF

Конкуренцию приостановили

Суббота, 25.08.2018 в 00:00
Конкуренцию приостановили
Казахстан с 26 августа запретил импорт бензина из России, так как в стране переизбыток собственного топлива. Ограничения вводятся на три месяца и распространяются на автомобильные марки АИ-92 и АИ-98, перевозимые железнодорожным транспортом.

Соответствующий приказ Министерства энергетики страны «О некоторых вопросах поставок нефтепродуктов в Республику Казахстан из Российской Федерации» официально опубликован 17 августа и предварительно прошел общественное обсуждение, так как планируемый запрет на ввоз бензина был анонсирован ведомством еще в мае.

В Министерстве энергетики пояснили, что соглашение с Россией об объемах поставки ГСМ было подписано в 2011 году, когда в Казахстане был глубокий дефицит топлива, а затем оно пролонгировалось. Исторически Казахстан завозил порядка 900 тыс. тонн высокооктанового бензина, 400 тыс. дизтоплива и 250–270 тыс. авиакеросина. Сейчас в республике после завершения модернизации нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) наблюдается переизбыток бензина, поэтому необходимо стабилизировать работу на рынке ГСМ.
«Другого пути у нас сейчас нет, потому что в противном случае мы должны будем снизить выработку на наших НПЗ. То есть поддержать или отечественного производителя, или иностранного. Мы выбираем отечественного. Это временно и не означает, что мы убиваем конкуренцию на рынке. Запрет через несколько месяцев перестанет существовать. За это время мы должны будем открыть экспорт и проработать вопрос с нашими коллегами из стран Центральной Азии и России», – отметил министр энергетики Канат Бозумбаев.

В этом году Казахстан планирует переработать свыше 16 млн тонн нефти. По данным министерства, в августе объем переработки составил больше половины – 9,17 млн тонн, рост на 4,5% к аналогичному периоду прошлого года. И остатков топлива достаточно для покрытия потребностей внутреннего рынка. Бензина хватит минимум на месяц – 348,3 тыс. тонн, дизтоплива на 21 день – 247,7 тыс. тонн. Добыча нефти по трем крупным проектам составила 31,9 млн тонн, в том числе на месторождении Кашаган 7,37 млн тонн, на Тенгизе 17,2 млн тонн, на Карачаганаке 7,3 млн тонн.

Впрочем, к решению Министерства энергетики заранее готовились и профильные подразделения национального перевозчика АО «НК «Казахстан темир жолы», так как знали о планах ведомства и планировали свою работу. «Для объема перевозок компании запрет большой роли не играет, так как его можно компенсировать авиационным топливом и керосином. Уже сейчас в Казахстане запас бензина негде хранить. И наши НПЗ в настоящий момент на 90% обеспечивают отечественный рынок», – уточнил директор Департамента маркетинга грузовых перевозок АО «КТЖ – Грузовые перевозки» Эмиль Махмудов.

Как ранее сообщили в Центре фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД», нереализованный на казахстанском рынке объем нефтепродуктов для страны некритичен и найдет свое место на отечественном рынке. Хотя по итогам января – июня погрузка нефтепродуктов на экспорт уменьшилась на 1,2 млн тонн (–2,4%) и составила 50,6 млн тонн, но только из-за увеличения прокачки нефтепродуктов трубопроводным транспортом.

По словам начальника аналитического отдела ПАО «НПК «Объединенная вагонная компания» Лейсаны Коробейниковой, РЖД планируют к 2025 году нарастить объемы перевозок нефти и нефтепродуктов не менее чем на 7 млн тонн. С этой целью компания ввела скидку в 50% на порожний пробег цистерн из-под перевозки нефтепродуктов с припортовых станций Октябрьской дороги на станции Белорусской железной дороги. Она будет действовать до конца года. Кроме того, еще в начале марта РЖД предоставили АО «Узбекистон темир йуллари» скидку в размере 30% до конца 2018 года на перевозки по территории страны всех видов грузов в направлении южных регионов Киргизии и обратно. В результате возможно увеличение экспорта нефтепродуктов в Киргизию, отметила эксперт.
«Безусловно, мы найдем альтернативные рынки и переориентируем экспортные потоки нефтепродуктов. Вертикально интегрированные компании от запрета никак не пострадают, а мелкооптовые и перекупщики это могут почувствовать. И этот процесс может быть в любой момент пересмотрен с учетом конъюнктуры рынка, сейчас не нужно, потом попросят. Кроме того, решение Казахстана, напротив, может способствовать выравниванию рынка топлива, так как сложившийся дефицит бензина в России, а также повышение акцизов спровоцировали рост цен. Стабилизация цен нам необходима, так как впереди уборочная, и уже сейчас есть данные, что крупные НПЗ встают на традиционную сезонную профилактику. Это влияет на биржевые ценники, опт вырос. То есть бензина внутри страны нам нужно больше», – прокомментировал «Гудку» руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

Как отметил советник генерального директора ООО «БалтТрансСервис» Владимир Прокофьев, на российские НПЗ, в частности в Оренбурге, во многом ориентируются приграничные северные регионы Казахстана. «Тем не менее это не такие уж большие объемы. Значит, сейчас повезем на внутренний рынок. К тому же запрет не может долго продлиться, как только в Казахстане почувствуют дефицит бензина, его отменят», – резюмировал он.
Ограничение | Груз

Автор: Елена Кудрявцева

Новости

30 м
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Запасной путь»

Воскресенье, 08.10.2017 в 00:34
Понедельник, 10.04.2017 в 06:20
Вторник, 24.01.2017 в 06:21