Подписка 1520 - PDF

Суверенный бензин

Суббота, 09.06.2018 в 00:00
Суверенный бензин
Министерство энергетики Казахстана (МЭК) предлагает ввести трехмесячный запрет на поставку в республику бензина из России железнодорожным транспортом. Ограничения связаны с профицитом внутреннего рынка нефтепродуктов.

Ведомство подготовило проект приказа «О некоторых вопросах поставок нефтепродуктов в Республику Казахстан из Российской Федерации», который предусматривает введение запрета сроком на три месяца на ввоз бензина железнодорожным транспортом в Республику Казахстан из Российской Федерации. Документ размещен 30 мая на официальном сайте министерства для общественного обсуждения, которое завершится 12 июня.

Как пояснил «Гудку» руководитель управления переработки нефти и производства нефтепродуктов Департамента развития нефтяной промышленности МЭК Мурат Турдыбеков, в настоящий момент на внутреннем рынке складывается профицит бензина Аи-92, в том числе из-за активного импорта из РФ. В рамках Евразийского экономического союза между РК и РФ подписан индикативный баланс на поставку автомобильного бензина на 2018 год в объеме 800 тыс. тонн. Однако за первые три месяца уже перевезена практически половина этого объема – 386 тыс. тонн.

На 1 мая превышение составило 106 тыс. тонн. Кроме того, три отечественных НПЗ после проведенной модернизации выходят на полный производственный цикл.
«Сейчас столкнулись с тем, что бензин с заводов слабо выкупается и выгружается. Поэтому подготовили приказ, чтобы обеспечить приемлемый баланс потребления между объемами производимых в Казахстане и импортных нефтепродуктов. В течение трех месяцев к нам из РФ не будут завозить все марки бензина. За это время нужно найти выход из ситуации, к примеру, куда-то экспортировать собственные излишки», – говорит Мурат Турдыбеков.

По его словам, приказ может вступить в силу во второй половине июня, так как есть обязательные процедуры. После того как завершится обсуждение, МЭК в течение 10 дней должно уведомить о запрете пограничную службу Комитета национальной безопасности РК, АО «НК «Казахстан темир жолы», Министерство национальной экономики, а также Евразийскую экономическую комиссию. Затем документ нужно зарегистрировать и официально опубликовать.
«Мы заранее знали о том, что запрет будет введен, и планировали свою работу. Для объёма перевозок компании он большой роли не играет, так как мы его можем компенсировать авиационным топливом и керосином. Уже сейчас в Казахстане есть трехмесячный запас бензина, его негде хранить. И наши НПЗ в настоящий момент на 90% обеспечивают отечественный рынок», – пояснил директор Департамента маркетинга грузовых перевозок АО «КТЖ – Грузовые перевозки» Эмиль Махмудов.

Впрочем, и для России это также небольшая потеря. Как отметили в Центре транспортного фирменного обслуживания ОАО «РЖД», всего по сети грузится порядка 271 млн тонн нефтепродуктов, в том числе дизтопливо, битумы, сжиженные углеводороды и другие.

Поэтому нереализованный на казахстанском рынке объем в 400 тыс. тонн бензина для страны некритичен и найдет свое место на отечественном рынке.
«Это действительно так, хотя северные регионы Казахстана во многом ориентированы на наши нефтеперерабатывающие заводы, к примеру в Оренбурге. Тем не менее это не такие уж большие объемы. К тому же запрет не может долго продлиться, как только в Казахстане почувствуют дефицит бензина, его отменят. Это все чистой воды протекционизм. Важнее другое – обе страны входят в ЕАЭС, есть долгосрочные договоренности, и такое решение, по сути, нонсенс. Значит, повезем на внутренний рынок», – говорит советник генерального директора ОАО «Балттранссервис» Владимир Прокофьев.

По данным консалтинговой компании «Верген Ойл Групп», которая проводит мониторинг топливного рынка, в 2017 году поставки бензина из РФ в страны СНГ составили 2,235 млн тонн, Россия закрывает 30% потребностей Казахстана – 1,17 млн тонн.
«Возможный запрет ввоза в Казахстан российского бензина железнодорожным транспортом сроком на три месяца увеличит предложение в РФ, оказав благоприятное влияние на конъюнктуру отечественного рынка. Часть экспортного потока может быть переориентирована в соседние с Казахстаном республики, к примеру в Киргизию, Таджикистан, при согласовании баланса беспошлинных поставок», – считает аналитик «Верген Ойл Групп» Андрей Гордеев.
Грузовая база

Автор: Елена Кудрявцева

Новости

4 ч
17 ч
17 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Грузовая база»