Подписка 1520 - PDF

Блокирующий приберегли

Суббота, 19.05.2018 в 00:00
Блокирующий приберегли
Железнодорожная администрация АО «Казахстан темир жолы» (КТЖ) реализовала долю (26% – 1 акция) в АО «ТрансТелеКом» (ТТК). Покупателем выступил другой акционер ТрансТелеКома – бизнесмен Марлен Муханов, теперь он контролирует 75% – 1 акция компании. КТЖ сохранили за собой блокирующий пакет ценных бумаг (25% + 1 акция).

Сумма сделки составила 9,45 млрд тенге (порядка $29,94 млн). Для совершения сделки выпущено специальное постановление Правительства РК, санкционирующее «отчуждение» акций компании.

О проведении торгов КТЖ официально объявили в декабре 2016 года. Продажа акций предварительно согласована с Государственной комиссией по вопросам модернизации Республики Казахстан и проходила в два этапа. На первом потенциальные покупатели прошли квалификационный отбор и только затем представили свои ценовые предложения, сообщили в пресс-службе АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына». В настоящий момент договор купли-продажи уже подписан и в течение 90 календарных дней покупатель обязуется оплатить соответствующую сумму.

В фонде также отметили, что покупатель акций ТрансТелеКома по условиям договора должен сохранить профиль деятельности компании, а также обеспечить исполнение обязательств по действующему Коллективному договору.

По словам и.о. директора Департамента реализации активов ТОО «Самрук-Казына Контракт» Дамира Алиакбарова, пакет ценных бумаг выставлен на торги в рамках Комплексного плана приватизации на 2016–2020 годы, утвержденного правительством республики в декабре 2015 года. Хотя вторая волна приватизации в Казахстане началась еще в 2014 году с целью развивать рыночную экономику и сократить присутствие государства в бизнесе.

Как отметил специалист, в мае 2015 года КТЖ уже продали 49% акций ТТК за 8,94 млрд тенге ($27,1 млн) при стартовой цене 6,82 млрд ($20,7 млн). До этого момента КТЖ являлись единственным акционером оператора связи. «Размер пакета для себя определяет собственник акций. Последнюю сделку мы уже закрыли, и сейчас в КТЖ остается 25% + 1 акция ТТК для обеспечения контроля, поскольку актив является монополистом отрасли. Пакет позволяет влиять на отдельные решения, принимаемые общим собранием акционеров оператора», – пояснил Дамир Алиакбаров.

Напомним, в качестве основного оператора КТЖ ТрансТелеКом был создан в 1998 году путем реорганизации дочернего государственного предприятия «Головная дистанция связи» для обеспечения технической поддержки и модернизации железнодорожной системы связи. Однако к настоящему моменту значительно расширил свою деятельность и является крупнейшим оператором в Казахстане по предоставлению местной, междугородной и международной связи, доступа к сети Интернет и других телекоммуникационных услуг. Сейчас имеет 14 филиалов в стране, обслуживая почти 11 тыс. км оптоволоконных магистралей.

Однако важнее то, что ТТК в настоящий момент реализует ряд долгосрочных проектов для КТЖ. В частности, по заказу компании с 2013 года оператор внедряет автоматизированную систему электронной диагностики железнодорожных путей «Магистраль». Проект был одобрен фондом «Самрук-Казына», и в 2015 году в пилотном режиме система прошла испытания на участке Астана – Боровое. Сейчас принято решение до конца 2018 года АСУ «Магистраль» распространить на всю железнодорожную сеть Казахстана.

Кроме того, еще один долгосрочный проект компании, также поддержанный фондом, – это программа внедрения энергосберегающих систем для подвижного состава КТЖ. До 2025 года в рамках проекта АСУ «Энергодиспетчерские тяги» (АСУ ЭДТ) планируется оснастить тепловозы и электровозы высокоточным оборудованием для учета расхода дизельного топлива и электроэнергии. АСУ позволит на тяге поездов экономить 7–13% топлива.

Второй задачей проекта является комплексная автоматизация бизнес-процессов в локомотивном хозяйстве с использованием электронного маршрута машиниста. Для этого ТТК необходимо оборудовать контрольно-измерительными приборами локомотивный парк. Причем заказчик – КТЖ – оплачивает только ежемесячную абонентскую плату за пользование системой, а все расходы по ее разработке и сопровождению брал на себя оператор связи. Но эти условия действовали, пока КТЖ являлись единственным акционером ТрансТелеКома.
«Я очень надеюсь, что пакет в 25% акций оператора, который остался у КТЖ, поможет беспрепятственной реализации долгосрочных проектов и в дальнейшем», – говорит Дамир Алиакбаров.

В принципе на это рассчитывают и в КТЖ. «Прежними договорами, конечно, не была предусмотрена продажа акций, и нам придется пересматривать условия контрактов с новым собственником. Но важно то, что по условиям сделки покупатель должен сохранить профиль деятельности компании в течение года. И у нас в собственности остается пакет акций, который позволяет влиять на решение акционеров, и мы пока не рассматриваем возможность его продажи», – говорит менеджер Департамента управления активами КТЖ Сагыныш Алин.

Стоит отметить, что приватизация доли в ТТК прошла на фоне масштабных изменений, включающих в себя ребрендинг.
«Новое название компании – TTC, латинское написание облегчит восприятие для наших зарубежных партнеров, – подчеркнул вице-президент по развитию и правовым вопросам TTC Елнар Адайбеков. – Сейчас мы определили для себя четыре важнейших направления, на которых сосредоточим свое внимание в ближайшее время. Это повышение качества обслуживания, работа по повышению отказоустойчивости инфраструктуры, ускорение внедрения программных решений и, наконец, ускорение реагирования на запросы наших клиентов».

Кроме того, в компании подтверждают готовность работать с железной дорогой. В частности, до 2025 года TTC оснастит все пассажирские поезда в республике связью Wi-Fi.
«Внедрение будет поэтапным согласно графику строительства инфраструктуры, которая будет возводиться вдоль всей сети КТЖ, что позволит использовать связь даже в самых удаленных уголках страны, где не всегда стабильна мобильная связь, – сообщил вице-президент по телекоммуникациям TTC Булат Темирбаев. – На данный момент оснащены шесть составов «Тулпар-Тальго» посредством спутника».

Финансовые показатели компании демонстрируют неплохой рост. По итогам 2017 года выручка компании достигла 71 млрд тенге ($224,98 млн), +48% по сравнению с 2016-м. Чистая прибыль TTC за 2017 год увеличилась по сравнению с 2016-м на 23% и составила 5,331 млрд тенге ($16,89 млн). Параллельно с ключевыми показателями выросла и капитализация компании. В мае 2015 года 49% компании продали на аукционе за 8,94 млрд тенге ($48,11 млн по прежнему курсу), капитализация компании составила 18,24 млрд тенге ($98,1 млн). Сейчас 26% – 1 акция – проданы за 9,45 млрд тенге ($29,94 млн по текущему курсу), в этом случае стоимость всей компании оценивается в 36,34 млрд тенге (порядка $110,9 млн). В национальной валюте стоимость компании выросла за три года вдвое, а не так ярко выраженная разница в долларовом эквиваленте характеризуется обвалом тенге в августе 2016 года.

Стоит отметить, что, несмотря на то что по всем документам владельцем доли в TTC наряду с железнодорожной компанией значится вышеупомянутый Марлен Муханов, бенефициаром актива в комментариях казахстанским СМИ себя называл бизнесмен Нурали Алиев, внук президента РК Нурсултана Назарбаева.
«Одной из причин моего ухода с государственной службы (в 2014–2016 годах он занимал пост заместителя акима Астаны. – Ред.) стало приобретение 49% акций АО «ТрансТелеКом» в рамках программы приватизации», – отмечал Нурали Алиев.

Вместе с тем Марлен Муханов в 2009 году выступал поверенным господина Алиева на годовом общем собрании акционеров АО «Нурбанк».
Сделка | Рынок

Автор: Елена Кудрявцева, Константин Мозговой

Новости

2 ч
11 ч
12 ч
12 ч
13 ч
13 ч
18 ч
18 ч
2 д
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Финансы»

Суббота, 22.09.2018 в 21:46
Суббота, 22.09.2018 в 21:43
Суббота, 22.09.2018 в 21:24
Суббота, 08.09.2018 в 12:41