Подписка 1520 - PDF

Монополия на награду

Суббота, 19.05.2018 в 00:00
Монополия на награду
Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан (МИР РК) предложило вручать знак «Почетный железнодорожник» всем работникам отрасли, а не только компаний, аффилированных с национальным перевозчиком. Проект приказа, подготовленный ведомством, уже одобрила Национальная палата предпринимателей «Атамекен».

Знак «Почетный железнодорожник» был утвержден в СССР в мае 1934 года и является высшей отраслевой наградой, которая вручается за особые заслуги и сопровождается материальным поощрением. С 1993 года распределение знаков курирует Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества, чтобы обеспечить равные условия для всех железнодорожников в использовании льгот, связанных с наградой. Основные из них – бесплатный проезд по разовому билету в спальном вагоне всех поездов по железным дорогам администраций – участниц Соглашения и возможность оформить билет вне очереди, воспользоваться комнатой отдыха, камерами хранения. Кроме того, награжденные могут свободно пройти в служебные здания администраций, управлений железных дорог по удостоверению и, даже покинув страну, воспользоваться льготами на территории другого государства. Поэтому так называемая квота на количество награжденных ежегодно устанавливается решением Совета по железнодорожному транспорту пропорционально численности работающих железнодорожников.

По словам главного эксперта управления железнодорожного транспорта комитета транспорта МИР РК Шынар Кесикбай, в настоящий момент проект обсуждается со специалистами АО «НК «Казахстан темир жолы» (КТЖ). «Инициатива связана с тем, что необходимо внести изменения в республиканский закон «О железнодорожном транспорте», в котором не отражено решение Совета по железнодорожному транспорту от 1993 года, и приказ о порядке награждения не зарегистрирован в Минюсте. В то же время к нам обращаются многие частные компании, которые работают на железнодорожном рынке, по поводу того, что КТЖ не удовлетворяют их ходатайства о награждении работников. Поэтому мы этот пакет сейчас приводим в соответствие с реальным положением дел в отрасли», – отметила Шынар Кесикбай.

Предварительную экспертизу документа провели эксперты НПП «Атамекен» и подготовили свои замечания. В частности, они предложили передать полномочия по рассмотрению ходатайств комитету транспорта МИР, приняв во внимание, что КТЖ являются таким же субъектом бизнеса, как и другие участники перевозочного процесса. Кроме того, для объективности решений будет оптимальным увеличить число членов комиссии, которая их принимает, до семи человек, а не трех, как сейчас.
«НПП «Атамекен» полностью поддерживает инициативу уполномоченного органа. Принимая во внимание программу трансформации и программу приватизации Группы компаний КТЖ, а также государственную политику, направленную на развитие транзитного и экспортного потенциала страны, в Казахстане в настоящий момент есть частные компании, осуществляющие деятельность в сфере железнодорожного транспорта. Более 700 экспедиторских компаний, 23 железнодорожных перевозчика, более 190 операторов вагонного парка, а также владельцы подъездных путей и другие участники рынка. Для поощрения специалистов, которые там работают и вносят вклад в развитие отрасли, было предложено через отраслевые ассоциации представлять кандидатуры на награждение знаком «Почетный железнодорожник», – говорит эксперт Департамента логистики и перевозок НПП «Атамекен» Гамир Жуматаев.

Как пояснил «Гудку» источник в КТЖ, знак «Почетный железнодорожник» компания получает по квоте Совета по железнодорожному транспорту ежегодно в объеме 65 единиц. Не менее 10 наград распределяются среди работников компаний, которые работают в отрасли, в том числе две для министерства. «Но из-за ограниченного количества удовлетворить все ходатайства просто невозможно. Кроме того, МИР настаивает на том, чтобы заказчиком знаков по-прежнему выступала компания, но распределять их будет регулятор. Однако ни в одной из стран Содружества государственный орган не берет на себя такие функции, этим занимаются железнодорожные администрации», – отметили в КТЖ.

И дело здесь не столько в полномочиях, а также в финансовом обеспечении награды. К примеру, в Казахстане почетные железнодорожники имеют право не только на проезд в СВ, но для тех, кто вышел на пенсию, предусмотрена ежегодная материальная помощь к Дню работников транспорта – два месячных расчетных показателя (МРП) – 4,8 тыс. тенге ($15) и 10 МРП – 24 тыс. тенге ($75) на оплату стоматологических услуг, а также бесплатный проезд в пригородном сообщении или в межгородском. «Но частные компании не оплачивают своим работникам тот же проезд в СВ, поэтому их работники обращаются к нам по этому поводу, но мы не можем это финансово оформить и заниматься, по сути, благотворительностью», – уточнил представитель КТЖ.

Также в компании сомневаются в идее министерства разрешить частным структурам самостоятельно заказывать нагрудные знаки. Квота утверждается на год вперед и рассчитывается от числа работников, то есть нужно заранее предвидеть, сколько из них продемонстрируют особые заслуги или внесут значительный вклад в развитие отрасли. Сменить в качестве централизованного заказчика КТЖ могло бы само министерство, но ведомство, похоже, не готово взять на себя все вытекающие хлопоты. Поэтому вокруг проекта приказа идут активные дебаты.

В то же время, как уточнил председатель профсоюза железнодорожников Казахстана Оразгали Ахметбаев, КТЖ и сейчас награждает не только собственных железнодорожников, но также работников отраслевых медучреждений, вузов и строительных организаций. «Но будет только справедливо, если этот перечень расширится. У нас в пассажирском сообщении уже есть частные операторы, ожидаем, что будут и в грузовом, есть агентства по продажам транзитных транспортно-логических услуг. Все они участвуют в развитии железных дорог и также имеют право на высшую отраслевую награду», – считает профсоюзный лидер.

По мнению главного экономиста ТОО «Пассажирская компания «Туран Экспресс» Санжаны Канлыбаевой, знак «Почетный железнодорожник» является хорошей мотивацией и стимулом для работников на многолетний и добросовестный труд, но у частного оператора такой привилегии нет. Поэтому в компании только приветствуют инициативу МИР. Однако эксперт сомневается, что министерство одновременно возьмет на себя и финансовую нагрузку к награде. Вряд ли на это согласятся и КТЖ. Поэтому, скорее всего, денежные обязательства перейдут на бюджеты частных компаний, которые не обязательно их выполнят. Таким образом, престижное звание может нивелироваться, резюмировала Санжана Канлыбаева.


Кадры | Власть

Реплика
Статус награды

Соглашение о награждении знаком «Почетный железнодорожник» и льготах, предоставляемых работникам, в феврале 199З года в Казахстане подписали государства – участники Содружества, а также Азербайджан, Грузия, Латвия, Литва и Эстония.
Знак используется как высшая профессиональная награда для наиболее отличившихся железнодорожников. Каждая железнодорожная администрация самостоятельно производит награждение в соответствии с принятым об этой награде положением.
В мае 2002 года на 32-м заседании Совета по железнодорожному транспорту было принято решение видоизменить знак, который раньше изготавливался из серебра с золотыми элементами. Теперь основание знака делают из нейзильбера, латуни и рубиновой эмали.
В годы Великой Отечественной войны знак изготавливался из бронзы и жести, им были награждены 2500 железнодорожников.

Автор: Елена Кудрявцева

ТЭГИ: КАДРЫ | ВЛАСТЬ | КАЗАХСТАН

Новости

1 д
1 д
1 д
1 д
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Персонал»

Суббота, 25.08.2018 в 00:51
Суббота, 11.08.2018 в 01:37
Суббота, 11.08.2018 в 01:35
Суббота, 07.07.2018 в 05:11