Подписка 1520 - PDF

Искусственные «зайцы»

Суббота, 19.05.2018 в 00:00
Искусственные «зайцы»
Комитет транспорта Министерства по инвестициям и развитию Казахстана (МИР) в поездах частных операторов выявил массовый провоз безбилетников, неисправность системы пожарной сигнализации и нарушения правил перевозок пассажиров и багажа.

Сейчас в сегменте пассажирских перевозок в республике работают 10 частных компаний, которые обслуживают более 20 маршрутов.

В апреле в зону внимания инспекций транспортного контроля комитета попали поезда ТОО «Турксиб Астана» и ТОО «Марал-Нур». Проверялись составы № 43/44 Костанай – Алматы – Костанай и № 307/308 Астана – Жезказган – Астана. Только за один рейд инспекторы обнаружили в поездах 53 пассажира без проездных документов. В обоих поездах оказалась неисправной система пожарной сигнализации поездной электромеханики и оборудования пассажирских вагонов, а также выявлены нарушения правил провоза багажа. По итогам проверок инспекторы составили 12 административных материалов на работников поездных бригад и перевозчиков и выставили штрафы на общую сумму 230 тыс. тенге (43 тыс. руб.).

По информации комитета, в прошлом году региональные инспекции провели 875 проверок пассажирских поездов и выявили 1,2 тыс. безбилетников и почти 2 тонны неоформленного багажа.

Штрафы за весь период составили 4,6 млн тенге (900 тыс. руб.).

Анализ ситуации за год показал, что «Турксиб Астана» и «Марал-Нур» чаще других фигурируют в административных актах, поэтому инспекторы вновь проверили поезда компаний в апреле, хотя поводом могут послужить и жалобы пассажиров, как в данном случае, говорит главный эксперт управления контроля на железнодорожном транспорте комитета транспорта МИР Талгат Мурзакаримов.
«Причиной вскрытых нарушений является человеческий фактор, то есть недобросовестные проводники, которые пытаются на этом заработать, и некачественное обслуживание собственного подвижного состава. И «Турксиб Астана» и «Марал-Нур» уплатили административный штраф и обязаны устранить все негативные моменты. Как они это сделают, проконтролируют наши региональные транспортные инспекции, которым мы передали соответствующую информацию. У национального оператора порядка гораздо больше, так как работает ревизорский аппарат, в отличие от частников, где, видимо, на эти функции не хватает людей», – отметил Талгат Мурзакаримов.

Однако в компании «Турксиб Астана» назвали другую причину «зайцев» в поездах. «Протяженность маршрута от Костаная до Алматы – 2 тыс. км, и на пути следования есть станции, где нет билетных касс. Поезда на них стоят несколько минут для входа и выхода пассажиров, а их может быть и до 50 человек на каждой станции. Не останавливать составы мы не можем, так как маршрут социально значимый. Проводники просто не успевают одномоментно всем продать билеты, и если идет проверка, пассажиры невольно становятся нарушителями, ведь инспекторам неважно, когда они сели в поезд», – пояснил заместитель директора по экономике «Турксиб Астана» Руслан Васильжанов.

Компания обращалась в МИР с предложением увеличить время стоянки поездов на мелких станциях. Однако ведомство идею не поддержало, так как для этого придется серьезно менять график движения поездов. Кроме того, состав из Костаная в Алматы следует 1,5 суток и время в пути значительно увеличится, так как небольшие станции зачастую расположены в сотне километров друг от друга.

Схожая ситуация и у оператора «Марал-Нур», но есть собственное решение проблемы. «Ее бы не было, если бы нам в «Казахстан темир жолы» дали разрешение использовать мобильные терминалы проводника (МТП), в которых выдаются посадочные талоны, они имеют связь с базовой станцией национального перевозчика. В сидячем вагоне, где есть кассир, по 70–80 мест, и на обслуживание обычным кассовым аппаратом уходит много времени. Их можно заменить на МТП, и безбилетников просто не будет. Но компания, которая обслуживает терминалы, работает по договору только с КТЖ», – пояснил представитель «Марал-Нур» Ерлан Ахметов.

Что касается технических неполадок в поездах, то они были выявлены в старых вагонах. Компания ежегодно обновляет подвижной состав и в прошлом году купила пять пассажирских вагонов.

В то же время начальник оперативной службы АО «Пассажирские перевозки» Азамат Дильманов отметил, что решение об открытии билетных касс на проходных станциях принимается, если в день пассажиропоток на них 50 и более человек в сутки, в противном случае их нецелесообразно содержать.

Кроме того, в компании подчеркнули, что в Казахстане широко развита сесть пассажирских агентств и электронные продажи растут. Население активно приобретает билеты по Интернету, поэтому нехватка билетных касс – надуманное оправдание частных перевозчиков.

Проверка | Прецедент

Автор: Елена Кудрявцева

Новости

3 ч
15 ч
15 ч
15 ч
15 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Контрольный пункт»