Подписка 1520 - PDF

Впереди локомотива

Суббота, 19.05.2018 в 00:00
Впереди локомотива
Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) утвердила «Порядок представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС) железнодорожным транспортом». В ЕЭК утверждают, что это решение позволит ускорить перемещение импортных и транзитных грузовых поездов через границу.

Новый документ призван ликвидировать неточности в международном законодательстве, возникшие в результате введения нового Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС). Как пояснил «Гудку» заместитель начальника отдела таможенных информационных технологий Департамента таможенной инфраструктуры ЕЭК Алексей Гавричев, ранее действовало решение коллегии № 196 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом».

«Этот документ, во-первых, несколько устарел в связи с введением ТК ТС, а во-вторых, изначально был разработан не совсем корректно – по лекалам автомобильного транспорта», – сказал Алексей Гавричев.

«В частности, это решение предполагало подачу предварительной информации (ПИ) не позднее чем за два часа до прибытия на таможенную территорию вне зависимости от вида транспорта. Возникали определенные проблемы, так как время перегона между сопредельными железнодорожными станциями, как правило, меньше двух часов. И не было полного понимания, как реализовывать такие нормы на практике. При написании Таможенного кодекса принято решение – институт ПИ надо сохранить, но ввиду обилия возникающих вопросов дать ЕЭК возможность их урегулирования», – подчеркнул Алексей Гавричев.

По его словам, теперь статья про сроки подачи ПИ дополнена предложением: «В случае если время перевозки товаров железнодорожным транспортом с момента убытия состава со станции сопредельной железной дороги до ввоза на территорию ЕАЭС составляет менее двух часов, ПИ представляется до фактического убытия состава с такой станции».

Новый порядок определяет состав предварительной информации для различных грузовых номенклатур, к примеру, при ввозе лекарственных препаратов необходимо указывать сведения из регистрационного удостоверения данных препаратов, а в случае ввоза корма, полученного с использованием генетически модифицированных организмов (ГМО), понадобятся учетная серия и регистрационный номер корма, а также срок действия свидетельства о его государственной регистрации и адрес производителя.

По словам представителя комиссии, само ПИ преследует две цели. Во-первых, обеспечение безопасности – чтобы таможенники заранее знали, какие именно грузы въезжают на территорию ЕАЭС, и могли обеспечивать безопасность на основе системы управления рисками.
«К этой части привязывается обязательный объем сведений, который в любом случае перевозчик должен предоставить. Кроме того, возможна и расширенная часть ПИ – это тот состав сведений, который по желанию лица, предоставившего ПИ, может быть использован для ускорения проведения таможенных операций. Если мы говорим о железнодорожном транспорте, то это уведомление о прибытии транспортного средства на территорию ТС, разрешение на проведение грузовых операций и другие документы», – рассказал Алексей Гавричев.

Он также отметил, что в новом документе уточняются нормы, которые позволяют, с одной стороны, участникам перевозочного процесса воспользоваться этим механизмом, с другой стороны, таможенникам и «иным контролирующим органам» осуществлять свои функции по контролю (или надзору, если речь идет о фитосанитарном контроле) не в ущерб бизнесу.
«Решение должно поспособствовать ускорению всех приграничных процедур. Мы должны следовать трендам и быть локомотивом для иных контролирующих органов, заставляя их двигаться в этом же потоке. На железнодорожных пунктах пропуска таможенное оформление занимает 15–20 минут, а иные виды контроля могут длиться по нескольку часов. Думаю, эти сроки также удастся сократить в ближайшее время», – резюмировал Алексей Гавричев.

Стоит отметить, что новый порядок предусматривает случаи, когда ПИ может не представляться вовсе: при ввозе на территорию ЕАЭС «порожних транспортных средств международной перевозки, припасов», а также в случае, если имеет место возврат товаров на таможенную территорию Союза в связи с отказом сопредельной железной дороги в приеме груза к дальнейшей перевозке.

Как рассказала «Гудку» советник президента ОТЛК ЕРА Лариса Коршунова, заместитель директора консалтинговой компании SBS Central Asia Марат Мусуралиев считает, что контроль грузов действительно обоснован и необходим для того, чтобы пресекать возможные контрабандные перевозки.
«А такие обвинения периодически происходят – у Казахстана, в частности, временами появляются претензии к таможенникам Киргизии. При этом казахи сами признают, что у них есть вилка в учете импорта из Китая – по китайским данным, их экспорт в Казахстан кратно превышает цифры, которые учитываются казахстанской таможней», – сообщил эксперт.

По его мнению, внутри ТС существует теневая экономика как по обычным товарам и сельхозпродукции, так и по подакцизным товарам (алкоголь, никотин, меховые изделия), и в этой части учет грузов более чем обоснован.
«Другой вопрос – как его будут вводить. Любая, даже самая хорошая идея может быть дискредитирована неправильным алгоритмом ее внедрения. Будем надеяться, что ЕЭК все сделает последовательно. Главное, чтобы это не привело к существенному удорожанию самих грузов, информирование не должно привести к чувствительному росту конечных цен на продукцию», – заключил Марат Мусуралиев.
Сотрудничество | Таможня

Автор: Константин Мозговой

Новости

24 м
13 ч
13 ч
13 ч
14 ч
14 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Контрольный пункт»