Подписка 1520 - PDF

Резервы останутся в компании

Суббота, 21.04.2018 в 00:00
Резервы останутся в компании
Общая стоимость активов группы РЖД в 2017 году составила 4,467 трлн руб. (+384 млрд руб. по сравнению с показателями 2016 года), говорится в отчете холдинга по мировым стандартам финансовой отчетности (МСФО) за прошлый год. Также уверенный рост на 5,6%, или на 119 млрд руб., показала выручка холдинга и составила 2,252 трлн руб.

Наибольший рост (+9,5%) показали доходы от грузовых перевозок и предоставления доступа к инфраструктуре холдинга, которые составили 1,1449 трлн руб., что обусловлено ростом грузооборота на 6%, а также индексацией тарифов. При этом погрузка по итогам прошлого года составила 1,261 млрд тонн (выше уровня 2016 года на 3,3%).

Доходы от пассажирских перевозок также увеличились, рост составил 9%, и достигли 238 млрд руб. На такие показатели удалось выйти за счет индексации тарифов, а также благодаря существенному росту числа отправленных пассажиров – до 1,117 млрд человек (+7,8% к уровню 2016 года).

Рост чистой прибыли заслуживает отдельного внимания – по сравнению с 2016 годом этот показатель вырос более чем в 13 раз и составил 139,7 млрд руб. (против 10,3 млрд руб. годом ранее). Стоит отметить, что это лучшее значение с 2011 года, тогда объем чистой прибыли составил 183 млрд руб.

Рост ключевого показателя обусловлен улучшением результатов операционной деятельности, а также снижением отрицательного эффекта от обесценения основных средств по итогам года. Это, в свою очередь, связано со стабилизацией долгосрочных прогнозов деятельности холдинга, в том числе с решением Правительства РФ о введении долгосрочной тарифной политики ОАО «РЖД» до 2025 года. По словам первого заместителя генерального директора компании Вадима Михайлова, при определении обесценения активов учитывается уровень их доходности согласно ожиданиям акционеров.
«Однако решение о долгосрочной тарифной политике позволило в этой модели не делать обесценения основных средств – не говорить, что актив не приносит запланированного дохода. Соответственно, не надо создавать какие-то финансовые резервы и уменьшать на эту сумму объем операционных доходов компании», – подчеркнул топ-менеджер РЖД.

Без учета обесценения активов операционные расходы группы РЖД выросли за прошлый год на 2,9% и составили 2,01 трлн руб.

На рост этого показателя повлияло, помимо прочего, увеличение расходов на зарплату (на фоне ее индексации на +5,4% для рабочих и на +5% для остальных сотрудников) и социальные отчисления. Также выросли расходы на топливо в результате роста объема перевозок.

Кредитный портфель за прошедший год «потолстел» на 161,11 млрд руб. «в связи с привлечением заемных средств для финансирования инвестиционной деятельности», отмечается в презентации к отчету. Несколько изменилась структура кредитного портфеля группы РЖД по валютам. Доли рубля и швейцарского франка в его структуре выросли на 3 и 2 процентных пункта и составили 64% и 6% соответственно. Евро и доллар США, напротив, снизили свое присутствие на 1 и 4 процентных пункта – до 10% и 15% соответственно. Доля фунта стерлингов осталась на прежнем уровне – 5% от общего кредитного портфеля РЖД.

Показатель EBITDA (объем прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и амортизационных отчислений) за отчетный период составил 496 млрд руб. (против 443 млрд руб. годом ранее). Рост этого показателя на 11,8% позволил сохранить почти на том же уровне соотношение чистого долга к EBITDA (1,97х против 1,94х по итогам 2016 года), несмотря на значительный рост инвестиционной программы (479,49 млрд руб. против 376,37 млрд руб. в 2016 году) и увеличение объема долговой нагрузки с 942 млрд руб. до 1,1 млрд руб. К слову, объем заимствований в текущем году планируется на сегодняшний день на уровне 89 млрд руб., но возможны корректировки одновременно с изменениями объема инвестиционной программы компании. Внесение корректировок в инвестпрограмму РЖД на 2018 год ожидается уже в мае, пока что она планируется на уровне 549,6 млрд руб.

Объем капитальных вложений холдинга в прошлом году достиг 528,7 млрд руб. – на 77,8 млрд руб. больше по сравнению с показателями 2016 года. Приоритетной задачей в 2017 году в рамках исполнения инвестпрограммы стала реализация проектов, имеющих общегосударственное значение и связанных с выполнением поручений президента и Правительства РФ, – модернизация БАМа и Транссиба (почти 71 млрд руб.), комплексная реконструкция участка Междуреченск – Тайшет (3,64 млрд руб.), развитие Московского транспортного узла (35,59 млрд руб.), обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна (28,91 млрд руб.), строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Казань (7,29 млрд руб.), развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Северо-Западного бассейна (10,14 млрд руб.), строительство новой железнодорожной линии Прохоровка – Журавка – Чертково – Батайск (37,55 млрд руб.). По итогам года ОАО «РЖД» реконструировало более 2,5 тыс. км железнодорожных путей, построило 131 км новых и вторых путей. Электрифицировано 50,8 км путей.

Еще одним фактором, позитивно повлиявшим на отчетность холдинга, стала весьма успешная экономия средств.
«В прошлом году благодаря программе оптимизации затрат удалось сэкономить порядка 67 млрд руб., из них 36 млрд руб. получено за счет организационно-технических мероприятий, улучшения качества показателей подвижного состава, повышения энергоэффективности и других факторов», – рассказал Вадим Михайлов.

Если говорить об экономии средств, необходимо присовокупить, что ОАО «РЖД» продолжает работу с аудиторами и экспертами по оптимизации стоимости работ по модернизации инфраструктуры. Так, независимый технико-ценовой аудит (ТЦА) проводится по проектам «Модернизация железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба с развитием пропускных и провозных способностей», «Развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна», «Развитие Московского транспортного узла» и «Развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Северо-Западного бассейна». Суммарный размер экономии по результатам и оптимизационной работе компании по реализуемым инвестиционным проектам за 2015–2017 годы составил 24,4 млрд руб., в том числе в 2017 году сэкономлено более 3,3 млрд руб.
«В последующие годы компанией также регулярно будут выполняться все необходимые комплексные мероприятия, направленные на оптимизацию использования инвестиционных ресурсов, для повышения эффективности своей деятельности», – отмечается в официальном сообщении РЖД.
Финансы | Результат

Автор: Константин Мозговой

Новости

1 д
1 д
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Финансы»

Суббота, 06.10.2018 в 03:53