Подписка 1520 - PDF

Доходы привезет реформа

Суббота, 07.04.2018 в 00:00
Доходы привезет реформа
Счетная палата Молдовы (СПМ) признала неэффективной работу национального перевозчика в 2015–2016 годах. ГП «Железная дорога Молдовы» (ЖДМ) получает прибыль только от международных грузоперевозок, другие направления деятельности убыточны.

Как сообщила «Гудку» аудитор СПМ Ада Райлян, проверка была плановой с целью определить, насколько квалифицированно управляет предприятием и эффективно расходует средства администрация ЖДМ.

По ее словам, единственным прибыльным направлением деятельности дороги в отчетном периоде были международные грузоперевозки – 95,4 млн леев ($5,24 млн) в 2015 году и 83,9 млн леев ($5,13 млн) в 2016-м. Внутренние показали убытки – 35,2 млн леев ($2,15 млн) и 25,8 млн леев ($1,57 млн) соответственно. За два минувших года ЖДМ перевезла 7,6 млн тонн груза, и этот показатель продолжает снижаться.

Экстремально неприбыльными аудиторы признали и пассажирские перевозки по всем направлениям. Пассажиропоток в 2016 году сократился на 30,9%, порядка 1 млн человек, и принес ЖДМ убытки в размере 53,2 млн леев ($3,2 млн).

Неудовлетворительным посчитали в СПМ и техническое состояние инфраструктуры магистрали. По этой причине в период с 2015 по 2016 год произошло пять сходов поездов. Однако эксперты указали и на то, что государство, как учредитель, не предпринимает мер для модернизации предприятия. На эти цели в минувшие два года инвестиции были запланированы в объеме 4,5 млрд леев ($274 млн), по факту дали существенно меньше – 169,2 млн ($10,4).
«Мы подготовили 19 рекомендаций для улучшения работы ЖДМ, но пока документ не может быть обнародован, хотя руководство дороги его уже получило. В них есть предложения по всем сферам деятельности предприятия, где выявлены те или иные недостатки. На их исправление отводится год, по завершении которого мы вновь проверим, какие меры были приняты», – уточнила Ада Райлян.

По словам генерального директора ЖДМ Юрия Топалэ, проверка и рекомендации Счетной палаты помогут улучшить экономические и финансовые показатели, хотя результаты аудита не стали неожиданностью. Дорога и сейчас предпринимает к этому необходимые меры. В частности, предприятие сейчас практически завершает тендер на покупку 14 локомотивов, в котором участвуют два предприятия. Кредиты и гранты в размере 116,75 млн евро в рамках проекта реструктуризации ЖДМ выделили Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). Из этой суммы 52 млн евро будет направлено на обновление парка тяги.

Он также подчеркнул, что в ЖДМ по плану реформирования прошло сокращение работников до 8,3 тыс. человек, в 2014 году штат насчитывал 11 тыс. Кроме того, идет передача непрофильных активов. В частности, дорожной больницы на баланс Министерства здравоохранения и 39 жилых домов на баланс мэрии Кишинева.

В то же время, как пояснил первый заместитель генерального директора – главный инженер ЖДМ Мирон Гагауз, объемы перевозки упали из-за того, что нечего и некого возить. «Объемов нет, это свойственно в целом региону. Мы 40% доходов получаем от транзита, с востока на запад он несколько снизился и экспорт также. Также большое количество пассажиров переориентировались на авиаперелеты, где разработана неплохая логистическая схема и привлекательная стоимость, причем в любых направлениях, плюс комфорт и время», – сказал он.

ЖДМ в настоящий момент находится в введении Министерства экономики и инфраструктуры, поэтому часть рекомендаций придется исполнять ведомству. «И мы в какой-то мере благодарны СПМ за это, так как ЖДМ является монополистом и выполняет те задачи, которые нам ставит регулятор. Когда реформирование закончится, начнут действовать совершенно другие механизмы взаимодействия с экономическими агентами на железнодорожном транспорте», – уточнил «Гудку» Мирон Гагауз. Напомним, в октябре прошлого года кабинет министров утвердил «Концепцию реструктуризации железнодорожного сектора и ГП «Железная дорога Молдовы», разработанную по инициативе премьер-министра Павла Филипа и Европейского банка реконструкции и развития. Ранее было упразднено Министерство транспорта Молдовы, а его функции перешли к Минэкономики и инфраструктуры. Ведомству перейдет в подчинение и реформированный железнодорожный холдинг из трех акционерных обществ: по инфраструктуре, пассажирским и грузовым перевозкам. Доля государства во всех трех АО составит 100%. Хотя со временем перевозки можно будет отдать частникам, а инфраструктура всегда останется государственной. Сейчас действующее законодательство и Железнодорожный кодекс не позволяют допустить на рынок другого оператора.
Контроль | Управление

Автор: Елена Кудрявцева

Новости

Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Полигон»

Вторник, 13.11.2018 в 07:01
Вторник, 13.11.2018 в 06:28
Суббота, 20.10.2018 в 05:18