Подписка 1520 - PDF

Качество отстает от цены

Суббота, 03.03.2018 в 00:00
Качество отстает от цены
Укрзализныця (УЗ) в 2018 году дважды повысит тарифы на пассажирские железнодорожные перевозки на 12%. Кабинет министров республики учел прогнозируемое снижение объемов перевозок.

Как сообщил и.о. председателя правления УЗ Евгений Кравцов, в финальной версии финансового плана компании, который утвердил в феврале кабинет министров, принято решение о повышении пассажирских тарифов, за исключением пригородных перевозок, на 12% с 1 апреля и 1 октября. Таким образом, руководство УЗ перенесло ответственность за непопулярные меры на правительство, так как ранее официально сообщалось о повышении только на 10%. Ожидается, что в результате компания получит дополнительные доходы в размере 469,5 млн грн ($17,2 млн).

Евгений Кравцов уточнил, что при ценообразовании необходимо разделить услуги, предоставляемые пассажирам, на сегменты – социальный и коммерческий. В прошлом году стоимость проезда железнодорожным транспортом выросла почти на 4%, а тариф остался прежним. Поэтому цены на билеты в вагонах купе, СВ, интерсити и ночных экспрессах должны меняться в зависимости от спроса и платежеспособности населения. «Сейчас пассажир готов платить за высокую стоимость перевозки. Здесь действует рыночный механизм», – сказал Евгений Кравцов.

В то же время руководство компании пытается снизить негативную реакцию населения на подорожание весомыми аргументами. Директор по экономике и финансам УЗ Андрей Рязанцев напомнил, что последний раз компания повышала тарифы в 2014 году. За это время индекс потребительских цен вырос на 60–70%, а коммунальные платежи в 4–6 раз. Кроме того, подорожало дизельное топливо, если в прошлом году оно стоило 20 тыс. грн ($750), то сейчас уже 29 тыс. грн ($1 тыс.). И цена одного пассажирского вагона выросла до 30 млн грн ($1,1 млн). Поэтому компания вынуждена идти на крайние меры, а на полученные от индексации средства планирует закупить 60 новых пассажирских вагонов и модернизировать 265. «Деньги от повышения пойдут на отдельный инвестиционный счет. Пассажиры прошлого года уже почувствовали положительные сдвиги в секторе пассажирских перевозок, а вскоре мы кардинально сможем изменить ситуацию и вывести этот сегмент деятельности компании на совершенно новый уровень», – уверен Андрей Рязанцев.

Однако руководитель Департамента аналитики инвестиционной компании Concorde Capital Александр Паращий считает, что размер тарифа в 12% был изначально запланирован УЗ и кабинет министров просто утвердил показатели. Так как в правительстве, наоборот, нужно обосновывать любое повышение и не бывает так, чтобы просили меньше, а дали больше. «Но по сравнению с ростом тарифов на электроэнергию – в прошлом году на 26% – это не будет критичным для населения. И УЗ от повышения много не выиграет. Пассажирские перевозки во всех сегментах убыточны. Им утвердили 12%, это не много, так как производственная инфляция на этот год, согласно плану Министерства экономического развития и торговли, составит 13%. И потребительская инфляция в прошлом году достигла 13,7%», – прокомментировал он «Гудку».

Возможно, с введением премиум-сегмента в пассажирских перевозках, как планирует компания, можно будет хотя бы покрывать возврат инвестиций и закупать новые вагоны, а также компенсировать затраты на пригородные перевозки. «Они настолько убыточны, что УЗ всерьез рассматривает возможность отказаться от кассиров и контролеров на пригородных направлениях, чтобы компенсировать расходы. Регионы ничего и никогда за это не платили, и пока ситуация не меняется», – отметил Александр Паращий.

Компания несет значительные убытки из-за того, что пассажиры предпочитают автомобильное сообщение железнодорожному из-за привлекательной цены, говорит заместитель директора научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев. «Сейчас автоперевозчики цены подняли, но одновременно это сделала и УЗ, поэтому притока пассажиров также не будет. С экономической точки зрения это лишено всякого смысла, так как для перевозок используется подвижной состав еще советских времен и о комфорте говорить не приходится. К примеру, дневные поезда интерсити на некоторых направлениях превратились в общие вагоны, в купе набивается до шести и больше человек, а ехать предстоит 6–8 часов. И цена билета достаточно высокая», – отметил эксперт.

Необходимо обеспечить соотношение цены и качества, чтобы вернуть пассажиров. Пока компания составляет конкуренцию только авиаторам. Цена на железнодорожные билеты в страны Прибалтики в два раза ниже, но это незначительные объемы. В массовых региональных перевозках УЗ будет по-прежнему нести убытки и терять пассажиров, резюмировал Геннадий Рябцев.
Власть | Управление

Автор: Елена Кудрявцева

Новости

10 ч
13 ч
14 ч
14 ч
15 ч
16 ч
17 ч
2 д
2 д
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Администрация»