Подписка 1520 - PDF

Нефть ждет у моря погоды

Суббота, 03.03.2018 в 00:00
Нефть ждет у моря погоды
После первой пробной отправки белорусских нефтепродуктов железной дорогой в Усть-Лугу за два месяца 2018 года Белорусская железная дорога (БЖД) не перевезла в направлении России ни одной тонны топлива.

Несмотря на то что ООО «Белорусская нефтяная компания» регулярно выставляет на своей электронной торговой площадке партии топлива с услугой перевозки до Усть-Луги, с начала 2018 года на него не нашлось ни одного покупателя. Как говорит начальник отдела маркетинга компании Елена Комкова, трейдеры предпочитают горючее с отправкой до портов Прибалтики. Пока единственную тестовую отправку в направлении Усть-Луги осуществил железнодорожный оператор «Трансойл», который перевез первые 30 тыс. тонн белорусского дизельного топлива с ООО «Мозырский НПЗ» на терминал в порту Усть-Луга, которым управляет ООО «Сибур-Портэнерго». Как отмечают в ОАО «РЖД», перевозка в этот период времени на загруженном направлении вынудила компании отставить от движения цистерны других собственников из-за недостаточной мощности терминала.

«Трансойл» заключил договор с Мозырским НПЗ (принадлежит ОАО «Белорусская нефтяная компания») и перевез топливо 10 маршрутами по Октябрьской железной дороге. По словам заместителя генерального директора по коммерции «Трансойла» Дмитрия Зиновьева, согласовывал заявку ГУ-12 на отправку в адрес терминала «Сибура» сам грузоотправитель – Мозырский НПЗ и получил обязательное в таких случаях подтверждение от грузополучателя ООО «Сибур-Портэнерго». Мощность терминала по светлым нефтепродуктам оценивается в 2,8 млн тонн в год.
«Мы всю перевозку осуществили строго по графику, который был увязан с подходом танкера в порт, – сообщил «Гудку» Дмитрий Зиновьев. – Для терминала это не могло быть неожиданным».

В сентябре 2017 года переориентировать перевалку на экспорт белорусских нефтепродуктов, которые производятся в республике из российской беспошлинной нефти, предложил президент России Владимир Путин на совещании, посвященном проблеме развития транспортной инфраструктуры Северо-Западного федерального округа.

Россия и Белоруссия договорились в течение 2017–2024 годов о поставках на белорусские НПЗ 24 млн тонн нефти, из которых 18 млн тонн – беспошлинно. С учетом внутреннего потребления Белоруссия может вывозить за рубеж 15–17 млн тонн нефтепродуктов. Российская и белорусская стороны приняли решение, что в 2018 году попытаются выйти на уровень перевалки нефтепродуктов в российских портах в миллион тонн. В целом же мощности по перевалке светлых нефтепродуктов в портах Северо-Западного региона превышают 30 млн тонн в год. Представители белорусских нефтяников и железнодорожники, которые ранее приезжали для осмотра терминалов, подтвердили, что с технической точки зрения возможность перевалки существует.

По словам начальника Управления экспортных продаж ЗАО «Белорусская нефтяная компания» (в нее входит Мозырский НПЗ) Сергея Савицкого, компания отгрузила первую партию на Усть-Лугу в рамках спотовой сделки без каких-то проблем. Однако назвать покупателя он отказался.

При подтверждении заявки грузоотправителем РЖД не имеют права отказать в перевозке, если на этом направлении не объявлена конвенция и с технической точки зрения инфраструктура и подвижной состав у оператора в порядке, не превышены пропускные возможности данного участка.

Но в конце декабря на станции Лужская Октябрьской железной дороге скопилось уже много нефтяных составов, которые прибывали в адрес Усть-Луги со Свердловской железной дороги.
«Объем прибывших цистерн превысил мощности переработки терминала под управлением OOO «Сибур-Портэнерго»,– говорит и.о. начальника Логистического центра Октябрьской дирекции управления движением Максим Фищук. – Составы шли в адрес терминала на Лужскую от разных грузоотправителей, но их приходилось отставлять от движения как на станции, так и еще на подходах к ней».

Максим Фищук объясняет это тем, что равномерной посуточной загрузки терминала достичь трудно и всегда существуют риски залповой погрузки. К примеру, суточный норматив по терминалу составляет 388 цистерн в сути, однако в отдельные дни на станцию приходит более 500 единиц подвижного состава, и весь груз «Сибур-Портэнерго» взять просто не может.

Даже если существуют свободные мощности на соседнем терминале «Усть-Луга Ойл», то перенаправить туда нефтепродукты невозможно, поскольку у каждой партии есть свой трейдер, свой танкер и маршрут назначения.
«В декабре 2017 года отгрузки светлых нефтепродуктов со станций отправления в адрес «Портэнерго», в том числе и бензина АИ-92 из Белоруссии, осуществлялись в точном соответствии с заявками, судовая программа декабря была спланирована исходя из дат и объемов отгрузок, – говорится в ответе ООО «Сибур-Портэнерго» «Гудку». – Но, учитывая неравномерность подачи грузов по железной дороге, а также сложные зимние погодные условия, которые сказались на своевременности подачи танкеров под погрузку, периодически возникали ситуации по сгущенному прибытию поездов со светлыми нефтепродуктами на станцию Лужская. В таких ситуациях «Портэнерго» активно использовало механизм по отставлению маршрутов от движения на подъездных путях, внося ОАО «РЖД» плату за оказанные услуги в полном объеме».

Маршруты «Трансойла» с белорусскими нефтепродуктами прошли без сбоев, но они заняли часть пропускной способности терминала, говорят в РЖД. Составы других операторов начали скапливаться на Октябрьской железной дороге, и ситуация нормализовалась лишь в середине января 2018 года. В этом случае, как и полагается по законодательству, ООО «Сибур-Портэнерго» выплатило ОАО «РЖД» штрафы за отставленные по его вине маршруты, подтвердили «Гудку» на Октябрьской железной дороге.

Главный инженер соседнего терминала «Усть-Луга Ойл» Владимир Корженко говорит, что переговоры с белорусскими представителями «Белнефтехима» пока не привели к заключению каких-то контрактов, даже спотовых. В то же время его терминал готов перевалить до 4 млн тонн светлых нефтепродуктов в год.

В Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» замечают, что на таком загруженном направлении, как на Усть-Лугу, нужно знать планы грузоотправителей хотя бы за две-три недели до начала перевозки.
«Тестовая перевозка пришлась на самый сложный период времени – зиму, когда в порт идет особенно много нефтяных грузов, – говорят в дирекции. – Однако это пробная отправка, которая позволит более тщательно отработать технологию перевозки с участием грузоотправителя и грузополучателя».

Ни в ОАО «РЖД», ни в «Трансойле» пока не знают о планах трейдеров организовать регулярное движение нефтяных маршрутов из Белоруссии в российские порты, хотя видят в этом решение проблемы с равномерной загрузкой мощностей железной дороги и терминалов. В этом случае можно было составить график перевозок с учетом различных факторов, например с тем, что весной, летом и осенью определенная часть темных нефтепродуктов переходит с железной дороги на реку, освобождая пропускные мощности. Однако для этого необходимо подписать правительственное соглашение о гарантированном объеме топлива, который будет экспортироваться через российские порты, полагают в компаниях.

Представитель одного из нефтяных железнодорожных операторов говорит, что наладить регулярные перевозки можно только под угрозой ограничения поставок в Белоруссию беспошлинной российской нефти, из которой и получаются дешевые белорусские нефтепродукты.
«Уже сейчас белорусские нефтяники, пользуясь ситуацией двойного предложения, начинают продавливать и прибалтийских, и российских перевозчиков и портовиков с целью снизить цены на перевозку и перевалку своих нефтепродуктов до минимума, даже ниже порога рентабельности, потому что они уже перевозятся и переваливаются по минимальным тарифам, – говорит представитель железнодорожной отрасли. – Если не будет какого-то политического решения, то через Россию так и будут идти единичные спотовые отправки».

Ранее белорусские нефтепереработчики заявили, что перевалка тонны нефтепродуктов в Прибалтике обходится в $6–8, а в российских портах – $12–18, и предложили российским стивидорам уравнять условия. При этом ОАО «РЖД» уже дало 50% скидки на транспортировку продукции по Октябрьской железной дороге в направлении российских портов.

Литовский порт Клайпеда и «Литовские железные дороги» не обеспокоены будущим снижением объемов перевалки и перевозок. Компания Klaipedos nafta ранее сообщила, что в 2018 году поставки сокращаться не будут.
«Решение Белорусской нефтяной компании отгружать часть грузов в российских портах не повлияет на объемы погрузок Klaipedos nafta, – утверждает пресс-атташе компании Индре Милинене. – Между нашими компаниями подписан долгосрочный договор с обязывающими объемами поставок, и в ноябре этого года была достигнута договоренность, что в 2018 году они будут не меньше, чем в 2017-м». Однако объемы поставок не приведены.

В прошлом году свыше 90% совокупного объема белорусских продуктов нефтепереработки и нефтехимии экспортировалось через порты стран Балтии, Польши и Украины, в то время как 95% сырой нефти в республику пришло из России.
Конкуренция | Тест

Автор: Сергей Плетнев

Новости

Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Спорная территория»