Подписка 1520 - PDF

Детали укатят от низких цен

Суббота, 17.02.2018 в 00:00
Детали укатят от низких цен
Российские потребители стальных цельнокатаных колес (ЦКК, цельнокат) ожидают дальнейшего роста цен на эту продукцию. Грядущее удорожание они связывают с сокращением конкуренции на этом рынке: после введения запланированных дополнительных антидемпинговых пошлин российский рынок покинет украинское ПАО «Интерпайп НТЗ», и здесь останутся всего два игрока – Evraz и Объединенная металлургическая компания (ОМК).

Дополнительные сборы в размере 34,22% для поставок «Интерпайпа» в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) предлагает ввести Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) по итогам повторного антидемпингового расследования. В сумме с действующими сборами (9,75%) это составит 43,99%, а потребители уверены, что даже существующих сборов хватает для чрезмерного роста рыночных цен на цельнокат. Окончательное решение о введении или же не введении пошлины примет Федеральная таможенная служба РФ, однако в ведомстве еще не определились со сроками рассмотрения рекомендации ЕЭК.

Напомним, первое антидемпинговое расследование в отношении «Интерпайпа» привело к введению сборов в размере 9,75%. При этом первичный рынок ЦКК на «пространстве 1520» представляют всего три компании: помимо указанного «Интерпайпа» это АО «Евраз НТМК» (входит в Evraz) и АО «Выксунский металлургический завод» (ВМЗ, входит в состав АО «Объединенная металлургическая компания»). Тем временем на рынке складывается дефицит этой продукции.
«Нехватка подстегивает дальнейший рост цен на цельнокат, – подчеркнул председатель подкомитета по железнодорожному транспорту комитета Торгово-промышленной палаты РФ по транспорту и экспедированию Евгений Реутов. – При этом объем реализации колеса, по данным участников рынка, выше, чем могут произвести заводы. В рамках расследования один из представителей ремонтных организаций представлял документы по отказу отечественных металлургов в предоставлении ЦКК. Необходимо понимать, что производители на данном рынке занимают доминирующее положение, а значит, в соответствии с антимонопольным законодательством они должны предоставлять услугу в режиме оферты. Поэтому отказ от производства либо говорит о том, что производитель умышленно снижает темпы производства, либо о том, что производственных мощностей отечественных производителей недостаточно для удовлетворения потребностей потребителей ЦКК в России, что в принципе и создает данный дефицит», – отметил эксперт.

В Совете потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД» сочли введение пошлины излишним – как отмечал сопредседатель совета Илья Южанов в своем письме первому вице-премьеру РФ Игорю Шувалову, доля украинского производителя не превышала на российском рынке 10%, такой объем не может влиять на ценовую политику рынка ЕАЭС, а основными поставщиками ЦКК являются российские производители.
«При этом российские производители цельноката не выражают намерений увеличить производство до необходимого уровня, что позволило бы поддерживать баланс цен на ЦКК, а искусственное ограничение конкуренции на рынке данной продукции в ЕАЭС позволит монополизировать положение для искусственного повышения цен и увеличения прибыли за счет потребителей. Учитывая такую ситуацию, Совет потребителей считает, что антидемпинговая пошлина должна быть отменена или как минимум приостановлена на период действия ввозной таможенной пошлины», – подчеркивал Илья Южанов по итогам введения сборов в размере 9,75%.

Повторное же антидемпинговое расследование Департамента защиты внутреннего рынка ЕЭК завершилось предложением о повышении сборов более чем в четыре раза. Решение о введении пошлины должно быть принято в течение полутора месяцев.

В ОМК отмечают, что российские производители ЦКК инвестировали в производство с 2012 года порядка 3,3 млрд руб., вследствие чего расширился ассортимент, на рынке появились инновационные и высокоскоростные колеса.
«С 2014 по 2016 год отечественные производители сдерживали рост цен, несмотря на увеличение издержек и необходимость инвестирования в развитие производства, – рассказал «Гудку» директор по взаимодействию с государственными органами и корпоративной социальной ответственности ОМК Андрей Шиханович. – При этом доля «Интерпайпа», факт демпинговых поставок которого доказан дважды (в ходе первоначального расследования и текущего повторного расследования Евразийской экономической комиссии), значительно увеличилась на фоне стагнации рынка колес. Кроме того, в последнем расследовании доказано, что эта компания вводила в заблуждение орган, проводящий расследования, – сведения, представленные «Интерпайпом» в ЕЭК, признаны недостоверными».

Топ-менеджер ОМК также отметил, что в прошлом году происходил рост спроса на ЦКК и как следствие – рост цен, обусловленный этим фактором и ростом себестоимости и транспортных затрат.
«Мы надеемся, что 2018 год также, скорее всего, будет периодом высокого спроса. После чего, вероятно, опять последует спад. При этом производители ЕАЭС (с учетом ввода новых мощностей в Казахстане в середине 2018 года) обладают достаточными мощностями, чтобы полностью удовлетворять текущий высокий спрос. Мощности оцениваются на уровне 1,5 млн штук колес в год плюс мощности «Интерпайпа» (525 тыс. штук в год), который даже при введении пошлин останется на рынке ЕАЭС (что подтверждается, например, наличием поставок им труб при действующих антидемпинговых пошлинах). Дальнейший вероятный сценарий рынка колес таков: уже в 2019 году, скорее всего, рынок опять войдет в фазу снижения, спрос будет снижаться в течение следующих двух-трех лет, затем опять последует рост», – заключил Андрей Шиханович.

В Evraz отказались от комментариев на предложенную тему. Стоит отметить, что в конце декабря прошлого года Федеральная антимонопольная служба РФ признала Группу «Евраз» нарушившей закон о защите конкуренции в сфере производства цельнокатаных колес. Ведомство установило, что в 2013–2015 годах рентабельность производства колес для локомотивов диаметром 1058 мм в четыре и более раз превышала рентабельность, установленную предприятием на конкурентном рынке по основному виду продукции.

Представители украинской компании отметили, что присутствие их продукции на рынке ЕАЭС не столь значительно для того, чтобы наносить ущерб производителям колес Союза.
«Более того, в прошлом году по сравнению с 2016 годом наблюдается снижение ввоза ЦКК с примерно 23–24% до около 18–20%, что не дает оснований говорить об ущербе отрасли экономики вследствие возросшего импорта. В 2017 году цены выросли минимум на 30%. При этом введение пошлины в отношении нашей компании станет, по сути, заградительной мерой и оставит на рынке только двух производителей», – сообщила начальник отдела торговых расследований «Интерпайпа» Марина Минаева.

Евгений Реутов отмечает высокие темпы роста цен на цельнокат.
«По идее рост стоимости колеса должен складываться из постоянных и переменных величин. Постоянные – затраты на аренду, выплату заработной платы рабочим и прочие издержки. Переменные – это инфляция и рост тарифов субъектов естественных монополий (энергетика, железнодорожный транспорт). Переменные величины абсолютно прозрачны, однако их рост никак не коррелирует с ростом стоимости ЦКК», – отметил эксперт.

По его словам, в результате первого антидемпингового расследования общие сборы для «Интерпайпа» составили 9,75%, и на момент принятия этого решения стоимость продукции отечественных производителей выросла приблизительно на стоимость вводимой антидемпинговой пошлины.

Эксперт также считает, что дополнительные игроки на рынке цельноката, во-первых, усилили бы конкуренцию на данном рынке, а во-вторых, обеспечили бы возможность ремонта и производства вагонов без учета наличия некоторого дефицита.
«Само присутствие украинского производителя благоприятно для рынка – чем больше участников, тем выше конкуренция, а значит, меньше возможностей нарушения антимонопольного законодательства. Так что вытеснение с рынка одного из участников, который может предоставить ЦКК, может негативным образом повлиять на конкуренцию», – подчеркнул Евгений Реутов.

Он также выразил уверенность в том, что, если по «Интерпайпу» не введут пошлину, вагоностроители и ремонтники все равно будут обращаться к Evraz и ОМК. Но при этом будет возможность обратиться и к «Интерпайпу», есть запасной аэродром. А если пошлину введут – Evraz и ОМК только укрепят свое и без того доминирующее положение.

Начальник отдела материально-технического обеспечения АО «Вагоноремонтная компания – 2» (дочернее предприятие ОАО «РЖД») Олег Захаркин негативно оценил возможный ценовой эффект от вывода «Интерпайпа» с российского рынка цельноката – по его мнению, удорожание колес происходит в основном по причине низкой конкуренции на рынке.

Заместитель генерального директора по взаимодействию с государственными органами власти и перспективному развитию ОАО «Алтайвагон» Станислав Золотарев отметил, что с ноября 2016 цены на цельнокат выросли примерно с 25 тыс. руб. до 30 тыс. руб., а также предположил, что увеличение пошлины спровоцирует рост цен на ЦКК.
«После введения предыдущих сборов цены на российском рынке выросли аналогично в течение полугода. Расчеты показывают, что вследствие роста пошлины общее удорожание вагона может составить до 90 тыс. руб., при этом доля ЦКК в цене вагона достигнет 14%, хотя металлурги всегда считали справедливым, что она должна быть на уровне 8–11%. Чтобы достичь уровня 11%, пошлина должна составлять не более 17%, возможно, такой уровень будет компромиссным решением. Тем более что в своем докладе ЕЭК прогнозирует, что введение повышающей пошлины позволит загрузить мощности российских сталеваров (которые сейчас загружены примерно на 50%) и вследствие этого будут компенсированы постоянные затраты и не будет повышения цен на конечный продукт. Будем надеяться, что так оно и будет», – заключил топ-менеджер «Алтайвагона».

По его мнению, «Интерпайп» является индикатором российского рынка и не дает российским предприятиям резко повышать цены. Кроме того, украинский производитель в отличие от отечественных готов принимать заказы на мелкие партии.
Сбор | Машиностроение

Автор: Константин Мозговой

Новости

6 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Контрольный пункт»