Подписка 1520 - PDF

Проверят по всем правилам

Воскресенье, 10.12.2017 в 00:00
Проверят по всем правилам
На государственном предприятии «НК «Кыргыз темир жолу» (КТЖ) введут практику международного аудита. Вновь сформированное правительство республики (глава правительства вступил в должность 25 августа текущего года) столкнулось с проблемой невыплаты дивидендов со стороны железнодорожного предприятия и теперь пытается разобраться в причинах.

В ходе заседания Жогорку Кенеша (парламента КР) премьер-министр Сапар Исаков отметил, что у кабинета министров есть проблемы во взаимодействии с КТЖ.
«Прибыльная железнодорожная компания не может выплатить нам дивиденды, ссылаясь на реализацию инвестпрограммы, в частности на закупку рельсов и другого оборудования. С дивидендами просят повременить. Но я думаю, что сейчас необходимо провести аудит при участии крупных международных компаний и вообще – сделать такую практику постоянной», – подчеркнул Сапар Исаков.

В КТЖ воздержались от комментариев на предложенную тему.

Как отмечают эксперты, основная проблема заключается в статусе КТЖ – государственное предприятие, не имеющее стандартной структуры корпоративного управления – правления и совета директоров.
«В Казахстане железную дорогу давно акционировали, оставив контрольный пакет за государством. При этом Казахстан ежегодно получает суверенный кредитный рейтинг, который, естественно, имеет некоторую динамику. И рейтинг при этом получается от каждой компании «большой тройки» – Standard & Poor’s, Fitch, Moody’s. А все компании с участием государства, включая железнодорожную, обязаны ежегодно получать и поддерживать свой кредитный рейтинг. В Киргизии железную дорогу и другие стратегические компании оставили в статусе ГП. В результате они не проходили процедуру аудита от «большой четверки» – Deloitte & Touche, PricewaterhouseCoopers, KPMG, Ernst & Young. Их закрытость от общества и внешних аудиторов не осталась бесследной», – подчеркнул заместитель директора консалтинговой компании SBS Central Asia Марат Мусуралиев.

Аналитик также отмечает, что, начиная с 2013 года, железнодорожники направляли в Фонд управления госимуществом (ФУГИ) и далее в республиканский бюджет Киргизии меньше средств, чем должны были.
«С 2011 года компания должна выплачивать половину чистой прибыли государству в качестве дивидендов. За 2013 год КТЖ должны были заплатить дивиденды в размере 313 млн сомов (порядка $6,34 млн, здесь и далее указан курс ЦБ РФ на 31 декабря отчетного года), однако от уплаты дивидендов КТЖ освободил действующий премьер-министр Жанторо Сатыбалдиев. В 2014 году железнодорожное предприятие получило прибыль в размере 1,05 млрд сомов ($17,82 млн). Однако уже новый глава правительства Темир Сариев подписал постановление с формулировкой «разрешить выплатить 25% от чистой прибыли», таким образом, КТЖ перечислили в казну 264 млн сомов ($4,48 млн) вместо положенных по закону 528 млн ($8,96 млн). В 2015 году предприятие также не заплатило половину прибыли в размере 304 млн сомов ($3,95 млн). Таким образом, определенные средства на развитие компания получала в распоряжение, при этом надо отметить, что после распада СССР на территории КР не было построено ни одного километра железнодорожных путей», – резюмировал эксперт.

По его словам, введение международного аудита и преобразование КТЖ в ОАО по примеру России и Казахстана позволит сделать компанию более открытой и прозрачной, и тогда множества проблем, в том числе с невыплатой дивидендов, возможно, удастся избежать.

Напомним, «местная» ревизия, проведенная в июле этого года Советом безопасности Киргизии по контролю за реализацией государственной стратегии антикоррупционной политики, выявила в КТЖ ряд коррупционных рисков. В частности, железнодорожников обвинили в завышении цен при закупках.
Власть | Ревизия

Автор: Константин Мозговой

Новости

1 д
1 д
2 д
1 д
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Контрольный пункт»