Подписка 1520 - PDF

Раритеты уйдут в виртуальный мир

Воскресенье, 10.12.2017 в 00:00
Раритеты уйдут в виртуальный мир
Акционерное общество «НК «Казахстан темир жолы» (КТЖ) начинает реализацию проекта по цифровизации фондов железнодорожных музеев. Современные технологии обеспечат доступ к информации даже на отдаленных станциях.

Весь фонд железнодорожных музеев, которых в компании 22, разместят в корпоративной Автоматизированной системе управления научно-технической информацией (АСУ НТИ). В ней создан специальный музейный модуль, на котором будет собрана информация о каждом экспонате. С помощью «облачных технологий» и мобильных приложений для операционных систем iOS и Android станет возможным совершить виртуальную прогулку по каждому производственному музею.

Как пояснила директор Центра научно-технической информации и анализа КТЖ (ЦНТИ) Наталия Смольянова, основная цель программы – сделать доступной информацию о музеях и истории железной дороги для всех работников компании (135 тыс. человек) и внешних пользователей. Они формируют и поддерживают корпоративную философию и культуру КТЖ. «В первую очередь мы разработали и только что утвердили Правила организации деятельности музеев. Часть из них состоит на балансе филиалов Дирекции магистральной сети или локомотивных депо, которые сейчас переданы «КТЖ – Грузовые перевозки». Теперь задача этих структур обеспечить содержание музеев и, возможно, штатных сотрудников, которые есть не везде. К примеру, в ОАО «РЖД» музейные работники состоят непосредственно в штате дорожных ЦНТИ и библиотек. Наши 13 региональных центров помогут организовать работу по цифровизации руководителям тех отделений, к которым музеи теперь структурно прикреплены», – говорит она.

Многие музеи КТЖ начали работать еще в советские времена и за это время накопили значительные фонды. Самые крупные расположены в Астане, Алма-Ате, Актюбинске, Уральске, Кокчетаве, Кустанае. В частности, в числе уникальных предметов в экспозиции алма-атинского музея есть подлинная карта «Железнодорожных, почтовых и пароходных сообщений Российской империи» 1894 года. На ней отдельно выделен первый в Казахстане участок железной дороги – от Покровской слободы до Уральска, сейчас он граничит с Россией. Хотя годом основания казахстанских железных дорог считается 1904-й, когда завершилось строительство участка Оренбург – Казалинка Трансказахстанской магистрали. «Для пилотного проекта выбран центральный Музей истории железнодорожного транспорта, который расположен в офисе КТЖ в Астане, фонд которого насчитывает до 1,5 тыс. экспонатов. Каждый из них нужно будет сфотографировать или снять на видео, подготовить историческую справку и разместить информацию на модуле. Работы предстоит много, поэтому по всем музеям планируем закончить ее за три года», – отметила Наталия Смольянова.

По словам главного специалиста центрального музея Ирины Кучерюк, первыми в АСУ попадут порядка 600 наиболее ценных предметов. К примеру, в экспозиции есть облигации железной дороги 1880 года выпуска, коллекции рельсов, самый первый – 1894 года изготовления, и железнодорожных фонарей, включая сигнальные, осветительные, и семафоры, а также инструменты машинистов.
«Сейчас посетителей в музее немного, несмотря на то, что вход бесплатный. Сдерживает интерес к железнодорожной истории то, что он расположен в офисе КТЖ, а это охраняемая территория. Поэтому мы рассчитываем, что цифровизация фонда, наоборот, его подстегнет, так как людям наверняка захочется рассмотреть каждый предмет поближе и узнать о нем больше, чем содержит справочная информация в АСУ», – считает Ирина Кучерюк.

Однако в ЦНТИ не уточнили, предусмотрено ли финансирование программы цифровизации и в каком объеме, сославшись на конфиденциальность информации.
Технологии | Архив

Автор: Елена Кудрявцева

Новости

8 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Полигон»

Вторник, 13.11.2018 в 07:01
Вторник, 13.11.2018 в 06:28
Суббота, 20.10.2018 в 05:18