Подписка 1520 - PDF

Пересчитали скрепы

Суббота, 11.11.2017 в 00:00
Пересчитали скрепы
Хозяйственный суд Киева удовлетворил иск Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) и признал недействительным договор поставки между ГП «Управление промышленных предприятий Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины» (УПП УЗ) и ПАО «Коростеньский завод железобетонных шпал».

По решению суда сумма, которую «Укрзализныця» переплатила за поставки комплектующих, должна быть возвращена УЗ.

Договор между УПП УЗ и Коростеньским заводом железобетонных шпал о поставке транспортному предприятию элементов рельсовых скреплений на общую сумму 157,89 млн грн был заключен еще в ноябре 2015 года. Однако, по версии сотрудников НАБУ, заключение договора прошло с нарушениями закона об осуществлении государственных закупок – без проведения тендерной процедуры. При этом, как заявляют в НАБУ, поставщиками комплектующих выступили шесть других предприятий. В итоге это привело к тому, что госпредприятие переплатило поставщикам комплектующих 26 млн грн.

Своим решением Хозяйственный суд Киева удовлетворил иск украинского Национального антикоррупционного бюро. В НАБУ отметили, что вступление решения суда в законную силу приведет к возвращению государственному предприятию переплаченных бюджетных средств.

Это не единственный случай, когда суд признает договоренности между УЗ и поставщиками недействительными. Например, 18 октября этого года Киевский апелляционный хозяйственный суд оставил без изменений решение суда по иску Национального антикоррупционного бюро Украины к УЗ и ООО «Вог Аэро Джет» о признании недействительным дополнительного соглашения к договору поставки дизельного топлива, из-за которого «Укрзализныця» безосновательно, как посчитали в НАБУ, переплатила 92 млн грн. Тогда решение суда также стало основанием для возвращения УЗ переплаченных средств. По мнению замдиректора научно-технического центра «Психея» Геннадия Рябцева, в целом электронная система публичных закупок Prozorro не является гарантией полной прозрачности сделок и отсутствия контактов, заключаемых с «нужными» компаниями, поскольку очень многое зависит от условий, которые формулируются заказчиком. «Эти условия могут быть сформулированы таким образом, что победителем заведомо провозглашается только одна компания, которая именно этим условиям и соответствует, – говорит Геннадий Рябцев. – Поэтому нет ничего удивительного в том, что такие контракты подписываются, а тендеры выигрываются все теми же компаниями, которые подписывали подобные соглашения и до существования системы Prozorro». Эксперт полагает, что можно приветствовать то, что НАБУ все-таки выявляет подобные нарушения и возвращает в бюджет те средства, которые были потрачены, или предотвращает неэффективные перечисления бюджетных средств. Но у антикоррупционеров из НАБУ нет возможности изменить ситуацию в целом и сделать так, чтобы такие соглашения не заключались в дальнейшем. «Речь идет только о нескольких громких делах, как, например, о поставках дизельного топлива или комплектующих. Но чтобы этого не повторялось, необходимо изменить саму систему проведения тендеров, в том числе на законодательном уровне. В частности, необходимо изменить сам закон «О закупках», например, так, чтобы соглашения заключались вне компаний, отдельным органом, который бы осуществлял закупки большинства товаров и услуг широкого потребления для государственных нужд, от канцелярии до услуг транспортных компаний», – добавляет Геннадий Рябцев. Он уверен, что подобные изменения помогли бы разгрузить систему закупок от общих соглашений и договоренностей и позволили контролирующим органам сосредоточить внимание на тех контрактах, которые, являясь единичными, выглядели бы подозрительными с точки зрения эффективности использования бюджетных средств.
Тяжба | Конкурс

Автор: Константин Анохин

Новости

23 ч
1 д
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Контрольный пункт»