Подписка 1520 - PDF

Цена помехи конкуренции

Воскресенье, 08.10.2017 в 00:00
Цена помехи конкуренции
Европейская комиссия (ЕК) наложила на Lietuvos gelezinkeliai («Литовские железные дороги», ЛЖД) штраф на сумму 27,873 млн евро «за препятствование конкуренции на рынке железнодорожных грузоперевозок в нарушение антимонопольных правил ЕС путем удаления железнодорожного пути, соединяющего Литву и Латвию». Это решение может быть оспорено в Европейском суде общей юрисдикции, для чего нужно подать апелляцию в течение двух месяцев, и в течение трех месяцев ЛЖД должны разработать план по исправлению ситуации.

Еврокомиссия инициировала разбирательство по жалобе Orlen Lietuva – региональной дочерней компании польского нефтяного концерна PKN Orlen. В его рамках ЕК провела инспекции в помещениях «Литовских железных дорог» в 2011 году и в марте 2013-го начала официальное расследование по делам о нарушении антимонопольного законодательства. В январе 2015 года ЕК уведомила ЛЖД о подозрениях в нарушении конкуренции по данному делу, подтверждение которых могло привести к штрафу в размере до 10% годового оборота компании за последний завершившийся финансовый год.
«В 2008 году Orlen, один из крупнейших клиентов ЛЖД, рассматривал возможность перевозки своих грузов из Литвы в Латвию другим железнодорожным оператором. В октябре 2008 года «Литовские железные дороги» демонтировали ближайший к нефтеперерабатывающему заводу Orlen участок пути протяженностью 19 км, соединяющий Литву и Латвию. Демонтаж пути привел к тому, что Orlen пришлось перевозить грузы в Латвию по гораздо более длинному маршруту. С тех пор разобранный путь не был восстановлен», – сообщили в ЕК.

По информации ЕК, расследование установило, что эти действия препятствуют конкуренции на рынке железнодорожных грузоперевозок, поскольку Orlen не может пользоваться услугами другого железнодорожного оператора. «Литовские железные дороги» не смогли доказать, что демонтаж путей был вызван объективной необходимостью. Эти действия противоречат статье 102 договора о функционировании Европейского союза (TFEU), который запрещает злоупотребление доминирующим положением на рынке», – заключили в ЕК, отметив, что больше информации по делу будет обнародовано после решения вопросов конфиденциальности.

При расчете суммы штрафа ЕК учитывала стоимость связанных с нарушением продаж, его серьезность и продолжительность. В дополнение к взысканию решение ЕК требует, чтобы «Литовские железные дороги» прекратили нарушение и воздерживались от любых схожих или эквивалентных мер.

Комиссар ЕК по конкурентной политике Маргрет Вестагер подчеркнула, что «Литовские железные дороги» воспользовались контролем национальной железнодорожной инфраструктуры, чтобы помешать конкурентам. «Факт того, что для защиты себя от конкуренции компания демонтирует общественную железнодорожную инфраструктуру, является беспрецедентным и неприемлемым», – резюмировала она.

«Литовские железные дороги» сообщили, что компания тщательно проанализирует вердикт ЕК, после чего примет решение о дальнейших действиях, которые будут направлены на минимизацию негативного воздействия на предприятие.

«Мы будем стремиться решить нынешний вопрос, который унаследовали, а также другие проблемы, тянущиеся за нами из прошлого, наиболее экономически оптимальным образом и с наименьшим ущербом для «Литовских железных дорог». Еще слишком рано говорить, какой путь мы собираемся избрать, поскольку мы хотим подробно изучить аргументы ЕС – у нас достаточно времени для этого», – сказал генеральный директор ЛЖД Мантас Бартушка.

По данным ЛЖД, линия Мажейкяй – Ренге была одним из альтернативных путей в Латвию. В компании отмечают, что после ее демонтажа из-за проблем с безопасностью железнодорожные перевозки в соседнюю республику не пострадали. Так, в 2007 году, когда линия в Ренге все еще использовалась, из Литвы в Латвию по железной дороге перевезли 675 тыс. тонн нефтепродуктов – главного экспортируемого груза. После демонтажа линии объем отправляемых в Латвию нефтепродуктов колебался от 480 тыс. до 941 тыс. тонн в год, а в 2016 году он составил 844 тыс. тонн.
«Существующие железнодорожные связи с Латвией не используются на полную мощность – некоторые из этих маршрутов не видели никаких железнодорожных перевозок в течение последних 15 лет», – заключили в ЛЖД.

Премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис сообщил, что интересы Литвы в этом деле будут защищаться законными средствами. Министр транспорта и коммуникаций Литвы Рокас Масюлис заметил, что у правительства, действующего с конца минувшего года, не было времени и возможности избежать штрафа ЕК. «Это дело давно должно было завершиться, оно длится с 2008 года, так что у действующего правительства действительно не было времени и возможности разрешить его. Все материалы, все исследования сделаны задолго до назначения правительства», – сказал он.

Председатель экономического комитета литовского сейма Виргиниюс Синкявичюс считает, что правительству страны стоит продолжить диалог с ЕК, чтобы принять решение, учитывающее все аргументы и риски. По его словам, ситуация может проясниться после предстоящего визита Маргрет Вестагер в Литву.

Как отметил премьер-министр Латвии Марис Кучинскис, латвийская сторона сообщала литовской, что решение демонтировать линию Мажейкяй – Ренге ограничивало конкуренцию. По его словам, вопрос о требовании компенсации за недополученную в связи с этим прибыль еще не обсуждался.
Контроль | Штраф

Автор: Кирилл Сотников

Новости

45 м
10 ч
10 ч
10 ч
11 ч
11 ч
16 ч
17 ч
1 д
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Маршрут»

Суббота, 22.09.2018 в 21:39
Суббота, 25.08.2018 в 00:24