23 20:12
Сайт Гудок.ру
Подписка 1520 - PDF


Кабинет прокатят за реформу
Вопрос демонополизации рынка пассажирских перевозок привел к противостоянию двух ветвей власти в Финляндии
Реформа | Дискуссия

Парламентская оппозиция Финляндии направила запрос (интерпелляцию) в правительство относительно плана открытия рынка железнодорожных пассажирских перевозок для конкуренции. Споры исполнительной и законодательной власти едва не привели к правительственному кризису.

Шесть партий совместно направили парламентский запрос кабинету министров, высказав сомнения в правильности предложенной модели реформы. Согласно законодательству страны, после того, как кабинет министров представит свои контраргументы, парламент голосует по вопросу о доверии правительству.

Напомним, в августе Министерство транспорта и коммуникаций, руководимое Анне Бернер, сообщило о плане демонополизации железнодорожных пассажирских перевозок. Одной из существенных частей программы является вывод из структуры государственной компании VR Group (VR) трех подразделений, в том числе подвижного состава.

Реформа сразу же вызвала резкую критику. Через два дня после объявления о ее начале профсоюз машинистов сообщил о проведении забастовки в случае, если правительство не откажется от демонополизации в предложенном виде. Тем не менее правительство неуклонно отстаивало обоснованность плана, и после неудачных переговоров все железнодорожное движение в стране, за исключением следующих в Россию поездов «Аллегро» и «Лев Толстой», остановилось на 1,5 суток.

Следующие полтора месяца проходили дискуссии и консультации между государственными органами, представителями оппозиции и профсоюзами. Критики реформы сочли, что не получили удовлетворительных ответов на все вопросы. По мнению члена парламента от социал-демократической партии Харри Валлина, первым подписавшим запрос, правительство не дало внятных разъяснений, каким образом оно сможет добиться успеха реформы.

В последовавшем в конце сентября запросе депутаты требовали отчета, в частности, о мерах, которые правительство намерено предпринять для решения текущих проблем с обслуживанием клиентов VR, для развития инфраструктуры, необходимой для роста железнодорожного транспорта, а также о гарантиях инвестиций в сектор со стороны новых игроков на рынке. Кроме того, затронуты вопросы обеспечения позиций VR после демонополизации и социальной стабильности ее сотрудников. Оппозиционные партии указывают на то, что оценка последствий реформы ставит под сомнение прогноз роста спроса на перевозки, снижения цен на них и увеличения доходов государства. «Остается неясным, к каким положительным результатам для потребителей приведет реорганизация, – говорится в заявлении. – Снижение цен представляется маловероятным. Объем услуг и количество маршрутов также не увеличится, так как парк подвижного состава не вырастет одновременно с появлением на рынке новых операторов.

3 октября министр Бернер выступила от лица правительства в парламенте с ответом на запрос. В сообщении она отметила, что целью кабинета является предоставление услуг общественного транспорта на всей территории Финляндии, создание новых услуг в различных секторах и расширение возможностей клиентов выбирать наиболее подходящие компании. «Открытие железнодорожного пассажирского транспорта для конкуренции играет важную роль в выполнении этих задач. Решение о демонополизации было принято, так как, по нашей оценке, она приведет к улучшению качества услуг для пассажиров и в итоге послужит на благо всего общества, – сказала министр. – Кроме того, мы рассчитываем, что это даст возможность сэкономить значительные средства на госзакупки».

Правительство уверено, что усиление конкуренции приведет к падению цен на перевозки, ссылаясь на опыт других стран, например Швеции и Великобритании. Показатели железнодорожного сектора не менялись за последние 30 лет, и реформа однозначно необходима. Должный уровень качества обслуживания будет обеспечен тщательной проработкой формулировок контрактов, которые подпишут новые операторы. Концессионные договоры не дадут монопольных прав на участки сети, и несколько компаний смогут работать в одном и том же регионе. В министерстве уверены, что разработанная модель проведения тендеров позволит организовать работу перевозчиков таким образом, чтобы поддерживать сообщение и на менее привлекательных с коммерческой точки зрения маршрутах.

Соблюдение равных и справедливых условий конкуренции призвано сохранить роль VR как государственной компании и поддержать ее позиции на рынке. Штат предприятия получит места во вновь создаваемых структурах на правах перевода, а не приема на новую работу. Огромный опыт персонала VR окажется востребованным в ближайшем будущем. В связи с этим организации, представляющие сотрудников, тесно задействованы в подготовке и проведении реформы.

Аргументы кабинета министров убедили депутатов, и парламент подтвердил доверие к правительству с небольшим перевесом: 95 голосов за и 77 против.

08.10.2017
Автор: Анна Советова-Чен

Новости