Подписка 1520 - PDF

Информация решает все
В Эстонии спорят об оценке возможной окупаемости проекта Rail Baltica
Прогноз | Конфликт

Общественная организация Avalikult Rail Balticaust («Открыто о Rail Baltica», ARB) обратилась в Таллинский административный суд с иском к Министерству экономики и коммуникаций Эстонии (МЭКМ). ARB требует полного раскрытия информации, связанной с финансовой оценкой проекта Rail Baltica, и настаивает, что при анализе допущены крупные ошибки.

Как пояснил руководитель пресс-службы суда Янар Филиппов, ARB требует, чтобы министерство дало содержательный ответ на июльский запрос организации предоставить документы, на основании которых проводилась оценка окупаемости проекта Rail Baltica. ARB считает, что часть материалов без весомых оснований не передана в открытый доступ. Суд дал время сторонам на мирное улаживание разногласий до 25 сентября. Почти сразу за этим событием последовало предписание инспекции по защите данных Эстонии правительству и МЭКМ предоставить требуемые ARB документы.

По словам члена правления организации Прийта Хумала, единственная логическая причина сокрытия информации заключается в том, что она подтвердит выявленную ARB ошибку в расчетах на 4,15 млрд евро. Как сообщал «Гудок», весной этого года международная аудиторская компания Ernst & Young (EY) провела подробный анализ стоимости проекта, в том числе его потенциальной окупаемости. Социально-экономическая выгода проекта оценивалась в 16 млрд евро. Однако ARB провела собственную оценку и настаивает, что при составлении первого исследования допущены существенные промахи. В результате проект окажется не соответствующим критериям выделения дотаций, и Эстонии придется вернуть выделенную Европейским союзом финансовую помощь.

Наибольшие сомнения ARB вызывает расчет выгоды от снижения уровня загрязнения воздуха грузовыми автомобилями. EY оценивает возможный эффект в 3,3 млрд евро, что составляет около 20% всей социально-экономической выгоды. Расчет сделан исходя из уровня загрязнения, соответствующего стандарту «Евро-1» и «Евро-2». Однако разумно предположить, что в период между 2026 и 2055 годом будут применяться стандарт «Евро-6» и еще более строгие требования. При стандарте «Евро-6» уровень загрязнения по сравнению с «Евро-1» в 25 раз ниже. С учетом этого расхождения оценку выгоды необходимо уменьшить на 3 млрд евро. Кроме того, по мнению ARB, прогноз экономии на уменьшении количества автоперевозок на дальние расстояния превышен на 220 млн евро, а ожидаемый рост акцизов на топливо – на 930 млн евро. Далее – не учтен ущерб от прямых парниковых выбросов и прочего негативного воздействия строительства дороги на окружающую среду. Оценка стоимости железнодорожной транспортировки грузов по сравнению с автомобильной проведена только для перевозки между терминалами, без учета дороги от пункта отправления до станции и от станции доставки до места назначения. Таким образом, анализ возможной выгоды неверен, и его необходимо скорректировать более чем на 4 млрд евро.

В пресс-службе Rail Baltica отказались комментировать судебный процесс до его завершения, однако пояснили, что, по мнению участников проекта, причина разницы в оценке исходит из различия в методиках исследования.

09.09.2017
Автор: Анна Советова-Чен

Новости