Подписка 1520 - PDF

К восточному морю
Монголия хочет экспортировать свой уголь через российские порты
Форум | Инициатива

Президент Монголии Халтмаагийн Баттулг на Восточном экономическом форуме заявил, что его страна планирует заключить транзитное соглашение с ОАО «РЖД», чтобы обеспечить доступ своим экспортным товарам на рынки азиатских государств. Как полагают в ОАО «РЖД», заявленные объемы пока не являются большими и не создадут трудностей для российской железнодорожной инфраструктуры.
«Монголия заинтересована в перевозке грузов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона по территории Приморского края через международные транспортные коридоры, расположенные в южной части Приморья. Прежде всего нас интересует порт Восточный», – сказал президент Халтмаагийн Баттулг.

Монгольская делегация посетила этот порт в Находке, ознакомилась с его возможностями и провела переговоры с руководством российской транспортной отрасли и ОАО «РЖД». Как пояснил министр транспорта России Максим Соколов, монгольская сторона готова экспортировать через Восточный примерно 70 тыс. тонн угля в месяц и в целом около миллиона тонн в год.
«Монгольская сторона до конца года может заключить транзитное соглашение с РЖД исходя из своих договоренностей по экспорту с третьими странами, куда она поставляет уголь», – сказал Максим Соколов.

Сейчас в порту Восточный достраивается третья очередь перегрузочного угольного терминала, и в 2019 году после окончания строительства порт сможет принимать до 39 млн тонн угля в год. Главный инженер порта Евгений Арехта пояснил журналистам, что дополнительно миллион тонн в год порт сможет принять уже сейчас, однако если речь пойдет о больших партиях, то об этом можно будет говорить в 2019 году после окончания строительства. Грузооборот порта в 2016 году составил 23,5 млн тонн угля – пятую часть всего угольного экспорта из морских портов России и около 30% на Дальнем Востоке.

В декабре 2010 года в порт Восточный уже была отгружена пробная партия угля из Монголии с месторождения Таван-Толгой. Почти 2 тыс. тонн угля (30 вагонов) было доставлено с монгольской станции Чойр, а дальше – на теплоходе Oriental Perl на Кипр. Срок доставки угля из Монголии в порт составил трое суток.

Как пояснил президент Халтмаагийн Баттулг, для Монголии, не имеющей выхода к морю, железные дороги являются приоритетным видом транспорта. Ближайший маршрут лежит через Китай, однако его страна стремится диверсифицировать пути поставок.
«Если Россия имеет экономическую возможность отправлять на экспорт свой уголь из Хакасии, то и мы должны использовать такую возможность», – считает монгольский президент. По его словам, переговоры о цене транзита и скидках обнадеживают монгольскую сторону. Государство поставляет уголь в Японию, Южную Корею, Китай и Индию.

Заместитель руководителя Департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО «РЖД» Валентин Мурашев пояснил «Гудку», что миллион тонн угля в год – это небольшой объем даже для загруженной инфраструктуры Восточного полигона.
«Монгольская сторона сможет возить уголь лишь шеститысячниками (состав из обычных полувагонов массой 6,3 тыс. тонн. – Ред.), это в среднем полтора состава в сутки, и их наверняка можно пропустить, – считает Валентин Мурашов. – При разработке проекта модернизации БАМа и Транссиба мы рассчитывали, что будут проходить как старые составы, так и из инновационных вагонов массой 7,1 тыс. тонн».

Проект модернизации БАМа и Транссиба, который ОАО «РЖД» планирует завершить в 2019 году, рассчитан на дополнительные 66 млн тонн пропускной способности по сравнению с 2012 годом. Но уже сейчас просматривается необходимость реализации второго этапа реконструкции и увеличения перевозок до 120–130 млн тонн. При этом на первом этапе российские разработчики не учитывали уголь Монголии, стремясь обеспечить вывоз российского угля из Кузбасса. Очевидно, иностранное топливо будет учитываться как дополнительная грузовая база при разработке и обосновании второго этапа реконструкции полигона.

09.09.2017
Автор: Сергей Плетнев

Новости