Подписка 1520 - PDF

Украина не отпускает тарифы
Продолжается спор о повышении грузовых тарифов «Укрзализныци»
Индексация | Власть

Государственная регуляторная служба и Министерство финансов Украины не согласовали проект приказа Министерства инфраструктуры о внесении изменений в «Сборник тарифов перевозки грузов железнодорожным транспортом в пределах Украины и связанные с ними услуги».

Государственная регуляторная служба Украины (ГРСУ) сообщила о своем решении в официальном письме, подписанном главой ведомства Ксенией Ляпиной. Министерство финансов Украины (МФУ) проинформировало о своей позиции в ответе на депутатский запрос заместителя главы комитета Верховной рады по вопросам правосудия Дмитрия Шпенова.

ГРСУ напомнила Министерству инфраструктуры, что при разработке изменений в «Сборник железнодорожных тарифов» обязательному изучению подлежат предложения заинтересованных сторон. Кроме названного парламентария свои замечания и предложения Министерству инфраструктуры Украины (МИУ) подали объединение «Укрметаллургпром», ассоциация производителей ферросплавов УкрФА, а также ассоциации «УА Втормет» и «Укркондпром».
«С учетом обращения представителей металлургической отрасли относительно несоответствия данного проекта приказа законодательству в сфере защиты экономической конкуренции Минфин подчеркнул необходимость проверки данного проекта Антимонопольным комитетом Украины в части оценки возможных негативных последствий реализации предлагаемых мер», – говорится в ответе МФУ на депутатский запрос Дмитрия Шпенова.

Ведомство ссылается на позицию «Укрметаллургпрома» и Федерации металлургов Украины, где считают, что изменения в «Сборник железнодорожных тарифов» приведут к удорожанию грузоперевозок и росту коррупции в железнодорожной отрасли.
«Если произойдет это повышение, то нас просто будут вытеснять с экспортных рынков, поскольку порядка 30% всех наших контрактов – это низкомаржинальные товары. И это касается не только нас, у цементников и аграриев ситуация такая же», – подчеркнул президент «Укрметаллургпрома» Александр Каленков.
«Для грузоотправителей ничего не изменится, – уверен бывший заместитель министра инфраструктуры Александр Кава. – Они все равно платили, платят и будут платить рыночную цену. Только раньше часть того, что они платят, шла в бюджет посредников, а сейчас она будет идти в бюджет «Укрзализныци».

Напомним, что ранее ГРСУ блокировала повышение грузовых тарифов, намеченное на 1 февраля этого года. Ксения Ляпина тогда подчеркнула, что такой шаг ее ведомства не означает моратория на повышение тарифов.
«Наверняка повышение будет, потому что результат дискуссии показывает, что вообще без индексации тарифа в этом году не обойтись», – призналась она в начале февраля, однако тарифы с тех пор не менялись.

Дело сдвинулось с мертвой точки в середине июля, когда на сайте МИУ разместили проект приказа о дерегуляции грузовых тарифов УЗ. Ранее законодательство устанавливало для «Укрзализныци» максимальную стоимость услуги, которая была ниже рыночной.
«Это правильный приказ, и давно нужно было его издать, – заявил тогда Александр Кава. – Сейчас вагоны «Укрзализныци» находятся, по сути, в неконкурентной среде, они гораздо дешевле, чем вагоны частные».

Появление проекта приказа МИУ стало возможным после того, как утратило силу распоряжение от 9 апреля 2012 года № 209-р, которое предполагало дискриминационные условия для УЗ. Это произошло согласно распоряжению Кабинета министров Украины от 1 февраля 2017 года № 64. «Гудок» поинтересовался у эксперта, почему обсуждение проекта приказа началось только в июле, а, например, не в феврале, то есть сразу после решения правительства.
«Было очень большое сопротивление по этому вопросу со стороны посредников, – сказал Александр Кава. – Они получали ежегодно миллиарды гривен, и их влияния хватило на то, чтобы заблокировать это решение на политическом уровне. Бюрократическая система Украины давала им возможность блокировать такие инициативы».

Заместитель директора украинского научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев напомнил, что проект приказа МИУ является регуляторным актом, который должен готовиться с соблюдением ряда требований. «В частности, должен быть проведен анализ регуляторного влияния в соответствии с требованиями украинского законодательства», – добавил он.

Геннадий Рябцев считает, что этот анализ провели в министерстве некачественно, поэтому проект приказа не был согласован. По словам эксперта, документ вернули в министерство для того, чтобы там просчитали, в частности, выгоды и затраты участников рынка, на которых принятие этого проекта приказа может оказать влияние.

На момент публикации пресс-службы УЗ, ГРСУ и МФУ на запросы «Гудка» не ответили.

09.09.2017
Автор: Сергей Соловей

Новости