Подписка 1520 - PDF

ВСМ «Евразия» начнет жить по расписанию

Суббота, 09.09.2017 в 00:00
ВСМ «Евразия» начнет жить по расписанию
На Восточном экономическом форуме генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев заявил, что фонд планирует принять участие в финансировании строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали «Евразия», которая свяжет Китай и Европу. Заинтересованность потенциальных участников в развитии ВСМ «Евразия» в последнее время резко выросла по причине того, что предварительное ТЭО проекта «Евразия», вынесенное на рассмотрение российской стороной, было признано в целом перспективным. Хотя по некоторым вопросам проект требует серьезной доработки.

Предварительное ТЭО ВСМ «Евразия» подготовлено АО «Скоростные магистрали» (дочернее общество ОАО «РЖД»), компанией PriceWaterhouseCoopers и Центром экономики инфраструктуры по поручению Правительства РФ. Практически одновременно документ был вынесен на обсуждение как на заседании российско-китайской рабочей группы в Министерстве транспорта РФ, так и на встрече первого вице-президента ОАО «РЖД» Александра Мишарина с заместителем руководителя корпорации «Китайские железные дороги» Хуан Минем в Пекине.
«Степень взаимопонимания и поддержка проекта со стороны органов власти обеих стран позволяют оперативно решать ключевые технологические и организационные вопросы. С предыдущей встречи нам удалось сблизить позиции по многим вопросам», – прокомментировал работу группы Александр Мишарин. Хуан Минь также был оптимистичен в оценках представленного проекта. Он отметил ВСМ «Евразия» как перспективный масштабный проект и выразил намерение и дальше развивать сотрудничество по изучению экономических и технических параметров проекта. Также на заседании рабочей группы проект ВСМ «Евразия» был признан частью инициативы «Один пояс – один путь», который свяжет воедино транспортные системы Китая и Европы. Для объединения усилий в этом направлении участники заседания договорились создать совместную экспертную группу.

Одной из самых главных тем обсуждения на заседании рабочей группы стал вопрос финансового участия стороны в проекте высокоскоростной магистрали Москва – Казань, которая в перспективе станет одним из участков ВСМ «Евразия». Стороны обсудили модель распределения рисков между участниками проекта, результаты переговоров по вопросам финансирования проекта с российскими и международными банками, международными финансирующими организациями, включая Новый банк развития, пенсионные фонды и страховые компании.

Рассмотренное на совещании в Минпроме предварительное ТЭО проекта ВСМ «Евразия» также в целом было одобрено. Хотя, по оценкам экспертов, ряд вопросов требует дальнейших исследований. «Понятно, что в рамках предварительной оценки ТЭО не все вопросы были раскрыты, но есть понимание, что на дальнейших стадиях проработки вопросы, касающиеся маркетинговой составляющей, стоимостных оценок, вопросы эффективности, вопросы рисков должны быть детально проработаны», – говорит один из участников совещания в Минпроме, заведующий отделением развития транспортного рынка Института экономики и развития транспорта Алексей Замковой.

При всех обобщенных расчетах, представленных в предТЭО, главным вопросом остается вопрос финансирования проекта, распределения участия сторон, определениягрузовой базы и так далее. Судя по информации, содержащейся в резюме предТЭО (есть в распоряжении «Гудка»), основным генератором доходов от реализации проекта должны стать грузовые перевозки. Авторы расчетов считают, что грузопотоки ВСМ составят конкуренцию морским и авиационным перевозкам. По их подсчетам, возможный среднегодовой темп прироста грузопотоков до 2050 года может достичь 3,4%, а объем отправленных грузов между Китаем, Россией и Европейским союзом, а также Японией и Южной Кореей может превысить 12 млн тонн в год (с выручкой 797 млрд руб.).

По предварительным прогнозам объемов пассажирских перевозок, при условии полного запуска проекта ВСМ «Евразия» в 2030 году, объем пассажирских перевозок составит около 20,5 млн человек в год (в том числе 16,8 млн пассажиров на направлениях ВСМ по России и ЕврАзЭС), к 2050 году объемы перевозок пассажиров могут достичь 36,9 млн чел. Общая протяженность ВСМ «Евразия» в пределах Евразийского экономического сообщества (на участке Брест – Достык) составляет 4851 км (5339 км с учетом Китая), в том числе по территории РФ – 2366 км. Согласно проведенному анализу, размер операционных затрат на содержание объектов инфраструктуры ВСМ «Евразия» составит от 48,5 до 49,7 млн руб./км, операционные затраты для компании-перевозчика могут составить 1,98–2,04 руб./пасс.-км для пассажирских и 0,91–0,99 руб./ткм для грузовых перевозок.

Общие капитальные затраты по проекту, согласно предварительным расчетам, составляют 7,08 трлн руб. без НДС в ценах II квартала 2017 года для участка Брест – Достык (7,84 трлн руб. с учетом Китая), в том числе затраты Белоруссии оцениваются в 0,85 трлн руб., России – 3,58 трлн руб., Казахстана – 2,66 трлн руб., Китая – 0,76 трлн руб.

Модель и формы финансирования проекта со стороны России также пока до конца не определены. Однако предполагается, что проект будет реализован с учетом набора мер отечественной государственной и международной поддержки. В качестве возможных мер господдержки в предварительных документах перечисляются схемы государственно-частного партнерства и концессии, госгарантии, специальные инвестиционные контракты, а также предоставление налоговых льгот и различных преференций для участников проекта. Среди банков развития и фондов, которые планируется привлечь к участию в проекте ВСМ «Евразия», упоминаются, в частности, Российский фонд прямых инвестиций, Банк БРИКС, Фонд Шелкового пути и ряд других.

На сегодня официального документа, в котором были бы четко определены этапы реализации проекта и сроки, пока нет. И по примеру реализации проекта ВСМ Москва – Казань, запуск которой планировали приурочить к чемпионату мира по футболу 2018 года, можно сказать, что сроки реализации и далее могут продолжать сдвигаться на более поздние.
«Сейчас конкретного плана графика реализации проекта нет, – поясняет Алексей Замковой. – Но для того и было представлено предварительное ТЭО, чтобы привлечь все экспертные организации и понять, в каком направлении работать, что принять в качестве основных параметров, определить дальнейшие шаги по развитию этого проекта».



Трасса ВСМ «Евразия» должна соединить европейскую и китайскую сети высокоскоростных железнодорожных магистралей от Берлина (Германия) до Урумчи (Китай). В настоящее время рассматривается несколько вариантов трассировки ВСМ «Евразия»: через Казахстан, через Сибирь и через Алтай. В рамках предварительного ТЭО в качестве приоритетного был выбран вариант трассировки через Казахстан, который предполагает протяженность по территории Российской Федерации (2366 км, или 44,3% общей дистанции ВСМ) и максимальный уровень международной кооперации с вовлечением шести стран-участниц: Российской Федерации, Китайской Народной Республики, стран Евро-Азиатского экономического союза (Республика Казахстан и Республика Беларусь), государств Европейского союза (Федеративная Республика Германия и Республика Польша).
Интеграция | Дискуссия

Автор: Константин Анохин

Новости

2 ч
3 ч
3 ч
3 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Инфраструктура»