Подписка 1520 - PDF

В ожидании тарифа

Воскресенье, 27.08.2017 в 00:00
В ожидании тарифа
Руководство ПАО «Укрзализныця» (УЗ) представило в Минэкономразвития и торговли доработанный проект своего консолидированного финансового плана на 2017 год. По итогам 2017 года компания планирует 76,1 млрд грн чистого дохода против ранее запланированных 81,7 млрд грн. Кроме того, компания значительно сократила объемы запланированных на этот год инвестиций.

По отчетности ПАО «Укрзализныця» выходит, что оперативные показатели компании в 2017 году растут по сравнению с прошлым годом. Так, за первое полугодие 2017 года грузооборот компании составил 94,9 млрд ткм (+6,1%), в том числе транзитные перевозки выросли на 7,5%, до 732,1 млн ткм. Всего в этом году «Укрзализныця» намерена перевезти 348,4 млн тонн грузов, что на 1,4% больше, чем в прошлом году, а общий грузооборот запланирован на уровне 193,9 млрд ткм, что на 3,4% больше, чем в 2016 году.

В частности, в транзитном сообщении УЗ ожидает грузооборот на уровне 20,4 млрд ткм (на 3,7% больше по сравнению с 2016 годом), в этом сегменте перевозок компания прогнозирует рост объемов каменного угля и лесных грузов и отмечает, что увеличение наблюдается на фоне «самых низких за все годы показателей прошлого года». В пояснительной записке отмечается, что основной страной формирования транзита для Украины является Россия (доля грузов этой страны в общем объеме транзита составляет порядка 80%). Ожидается, что из России увеличится поток каменного угля. По всем другим грузам в 2017 году продолжается тенденция к уменьшению объемов перевозок, что связано с сокращением доли Украины и стран Балтии в общем объеме перевалки российских грузов. Также ожидается увеличение перевозок угля в Польшу, Сербию и Молдову.

Импортный грузооборот прогнозируется на уровне 19,7 млрд ткм, что на 4,6% больше, чем в 2016 году. По данным УЗ, в импортной структуре перевозок традиционно будут преобладать уголь, нефтепродукты, руда, кокс, российские удобрения. Основной страной-импортером остается РФ (51% общего импорта), на втором месте – Беларусь (13%), на третьем – США (6,3%).

Экспортные перевозки, в основном это зерно и строительные материалы, вырастут по сравнению с прошлым годом на 4,7% (до 81,6 млрд ткм). Основными странами – потребителями украинского экспорта (в соответствии с перевозочными документами) являются Швейцария (23% общего экспорта), КНР (10%), Турция (7%), Польша (6,5%), Беларусь (6%).

В «Укрзализныце» надеются изменить ситуацию в лучшую сторону за счет запланированного роста тарифов и заимствований.

По поводу внутренних перевозок в УЗ смотрят с оптимизмом, отмечая, что после четырех лет падения украинская промышленность начинает выходить из рецессии, что дает возможность прогнозировать увеличение объемов перевозок по стране. Кроме того, некоторые виды грузов, например стройматериалы, в частности щебень, которые раньше отправлялись в Россию, постепенно переориентируются на внутренний рынок.

Однако при всем оптимизме украинских железнодорожников ожидаемый финансовый результат 2017 года значительно отличается в меньшую сторону от ранее запланированного. Так, в графе финплана «чистый доход» теперь значится цифра 76,1 млрд грн, что на 5,6 млрд грн меньше запланированной ранее (81,7 млрд грн). Также в этом году УЗ планирует выйти на показатель EBITDA в 18,3 млрд грн, что также ощутимо меньше уровня EBITDA, обозначенного в прежнем варианте финплана (23,4 млрд грн).

Также в обновленном проекте консолидированного финансового плана уменьшена сумма капитальных инвестиций: в этом году предполагается инвестировать в отрасль 16 млрд грн, что на 6,7 млрд грн меньше запланированных в более раннем варианте финплана.

В УЗ ожидаемое уменьшение прибыли в этом году объясняют в первую очередь тем, что не была проведена индексация тарифов на грузовые и пассажирские перевозки, ростом цен на топливо, электроэнергию и материалы, необходимые для функционирования железнодорожной отрасли.

По мнению директора Центра транспортных стратегий Сергея Вовка, уменьшение уровня инвестиций достаточно критично для УЗ. «Не знаю, будет ли этот показатель пересматриваться далее, но то, что требуются капитальные инвестиции в сумме как минимум 15–20 млрд, это факт, который даже не требует никакого доказательства. Иначе просто не будет, на чем ездить, – говорит эксперт. – Более того, та цифра (инвестиций. – Ред.), которая заложена сейчас в финансовом плане, мне кажется маловероятной: за первое полугодие было освоено всего лишь около 3 млрд грн, каким же образом за оставшееся полугодие «Укрзализныця» сможет освоить сумму в четыре раза большую?» По его словам, сегодня у компании есть предусмотренная законодательством возможность без согласования в финансовом плане тратить на капитальные инвестиции до 16 млрд грн. «Очевидно, компания просто не в состоянии проводить ту политику по модернизации подвижного состава и инфраструктуры, которая требуется, – отмечает он. – Вопрос, наверное, в том числе и к профессиональному уровню тех людей, которые осуществляют эти программы, проводят госзакупки. Цифра в 3–4 млрд грн за полгода говорит сама за себя».

В УЗ считают, что исправить положение можно двумя способами. Во-первых, за счет привлечения заимствований в сумме 16,2 млрд грн, которые затем будут направлены на завершение строительства Бескидского тоннеля, электрификацию железнодорожного участка Долинская – Николаев – Колосовка, реконструкцию путей, закупку пассажирских вагонов, модернизацию подвижного состава, а также на рефинансирование действующих обязательств. Кроме того, УЗ предполагает привлечь 1,78 млрд грн на приобретение основных фондов через механизм финансового лизинга.

Во-вторых, по оценкам исполняющего обязанности председателя правления «Укр-зализныци» Евгения Кравцова, дополнительную прибыль компании принесет повышение тарифов. «Я планирую возобновить переговоры с бизнесом (о повышении тарифов. – Ред.), – заявил он. – Я надеюсь, что этот вопрос мы решим в течение месяца-двух. Это дало бы возможность УЗ получить больше чистой прибыли, нежели обсуждается сейчас». Напомним, в последней редакции финансового консолидированного плана компании говорится, что в расчеты доходов от грузовых перевозок на 2017 год включена индексация тарифов на грузоперевозки в пределах Украины с октября на 22,5%. При этом в среднем за год индексация тарифов на грузоперевозки в пределах страны составит 5,6%. Однако дополнительные доходы от этого нововведения составят 2,8 млрд грн. По ожиданиям Евгения Кравцова, новый финансовый план УЗ на этот год будет принят в ближайшие месяц-два.
Прогноз | Финансы

Автор: Константин Анохин

Новости

3 ч
5 ч
14 ч
14 ч
14 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Администрация»