Подписка 1520 - PDF

Аграрии вырастят зерновозы

Воскресенье, 27.08.2017 в 00:00
Аграрии вырастят зерновозы
Укрзализныця (УЗ) предложила зернотрейдерам закупать вагоны для перевозки зерна и передавать их в финансовый лизинг. Новая схема оптимизации перевозок согласована с Украинской зерновой ассоциацией (УЗА), которая обеспечивает 90% экспорта зерновых и масличных культур республики.

Собственно, идея не нова. Такой механизм для пополнения дефицитного парка зерновозов ранее предлагал использовать экс-глава УЗ Войцех Балчун. Однако участие УЗА в таком проекте позволяет надеяться на его реализацию.

Как отметил президент Украинской зерновой ассоциации Николай Горбачев, урожайность зерновых в стране растет, а вместе с ней и потребность в подвижном составе. По прогнозам УЗА, к 2021 году экспорт зерновых составит 70 млн тонн при нынешних 47 млн. «Для того чтобы «Укрзализныця» смогла перевезти все эти объемы, модернизацию парка нужно начинать уже сейчас», – сказал он. В настоящий момент УЗА опрашивает агрохолдинги о готовности работать по новой схеме и количестве вагонов, которые они смогут приобрести.

По данным Центра транспортной логистики (филиал УЗ), в настоящее время парк зерновозов компании, включая нерабочие, составляет 11,5 тыс. единиц. Порядка 800 вагонов в 2017 году будут списаны по истечении срока эксплуатации. Тем не менее в закупочных планах компании на этот год зерновозы отсутствуют, акцент сделан на универсальные полувагоны, которые в отличие от зерновозов могут использоваться под перевозку круглый год.

Украинский клуб аграрного бизнеса оценивает потребность рынка в специализированном парке на нынешний урожай в 19,5 тыс. зерновозов. То есть, чтобы закрыть дефицит, агрохолдингам нужно закупить не менее 8 тыс. вагонов.

В свою очередь УЗ подготовила зернотрейдерам бонус. С начала августа 2017 года компания начала тестировать автоматизированную систему «Управление пересылкой порожних вагонов (АС «УППВ»). Сейчас парк распределяется в соответствии с поданными заявками в режиме онлайн, а в дальнейшем будут установлены жесткие логичные контроли, чтобы не допустить распределения зерновозов вне АС «УППВ».

По словам и.о. председателя правления УЗ Евгения Кравцова, критерии распределения вагонов должны совершенствоваться в процессе диалога с бизнесом. Инициатива по введению маршрутных отправок зерновых составов является нужной, особенно в пиковые периоды. Но при этом важно учитывать другие рынки и отрасли экономики, чьи поезда увеличат время простоя, пропуская зерно. Поэтому нужно найти баланс интересов, отметил Евгений Кравцов.

Как считает экс-заместитель министра инфраструктуры Александр Кава, зернотрейдеры должны пойти на компромисс, так как они и без того находятся в привилегированном положении. «Они вместе с металлургами недоплачивают УЗ порядка 30–40 млрд грн в год (более $1–1,5 млрд), так как возят свою продукцию по очень низкой цене и получают дополнительную прибыль. Нужно понимать, что УЗ – это не благотворительная организация, а компания, которая занимается бизнесом», – пояснил он.

Однако руководитель аналитического отдела Инвестиционной компании Concorde Capital Александр Паращий считает, что проект будет трудно реализовать, так как украинские аграрии не располагают свободными ресурсами, чтобы обеспечивать деятельность УЗ. «Несмотря на реструктуризацию, она в финансовом плане вполне здорова, и ее состояние позволяет брать деньги в кредит или самой договариваться с лизинговыми компаниями. Если зернотрейдеры хотят получить гарантии по перевозке и они готовы страховать себя лично от дефицита вагонов, они могут на это пойти. Но только глобальные агрохолдинги, к примеру, компания Bunge или корпорация Cargill, у которых есть дешевый финансовый ресурс. Локальным трейдерам это неинтересно», – прокомментировал он «Гудку».

Однако у потенциальных участников новой схемы есть опасения, что вложения себя не оправдают. «Если инвестировать средства в зерновозы, то мы бы хотели самостоятельно ими оперировать. Мы не согласны с предложенным УЗ механизмом, потому что, во-первых, хотим понимать, что эти вагоны точно придут к нам, во-вторых, хотим быть уверенными в эффективности их использования. Сейчас это выглядит так, будто мы просто спонсируем УЗ, то есть покупаем вагоны и сразу же отдаем их», – говорит главный советник по юридическим вопросам и связям с государственными органами Bunge Ольга Копейка.

К тому же пока УЗ официально не объявила условия лизинга под предлогом поиска баланса интересов. Хотя при прежнем руководстве, когда рассматривался вариант по возврату денег для грузовладельцев через лизинговые платежи, срок окупаемости вагонов был обозначен в 5–7 лет.

Эксперты также отмечают, что, если компромисс не будет найден, часть рынка отвоюют автоперевозчики – у крупных холдингов есть свой автопарк, хотя выйдет дороже. Но этот вариант рационален только в случае перевозки в радиусе 100 км, вблизи элеваторов. Основные объемы зерна собираются в центральной и северной частях Украины. В южные области – Одесскую, Николаевскую, Херсонскую, где расположены порты, выгоднее возить зерно все-таки по рельсам, говорит Александр Паращий.

Поэтому при таком разнообразии мнений быстро договориться не получится, в лучшем случае – к следующей уборочной. А в этом сезоне перманентный дефицит зерновозов по-прежнему сохранится.
Управление | Дефицит

Автор: Елена Кудрявцева

Новости

2 ч
9 ч
18 ч
19 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Инвестиции»