Подписка 1520 - PDF

Режим энергосбережения

Пятница, 11.08.2017 в 00:00
Режим энергосбережения
Компания «Казахстан темир жолы» подвела первые итоги выполнения программы по энергосбережению. Финансовый кризис затормозил реализацию некоторых мер по внедрению энергосберегающих технологий. Тем не менее, по подсчетам компании, уже сегодня результаты выполнения программы выглядят вполне внушительно.

Программа энергосбережения была принята компанией «КТЖ» в 2013 году и рассчитана на период до 2020 года. Главная цель программы – повышение энергоэффективности железнодорожного транспорта, что в итоге должно привести к экономии энергозатрат в отрасли как минимум на 13%. По энергопотреблению первичных ресурсов транспортный сектор Казахстана занимает четвертое место.

По данным главного инженера компании «КТЖ» Батыра Котырева, доля железнодорожного транспорта в общем объеме энергопотребления в республике составляет от 10 до 20%. По его словам, сегодня приоритетными направлениями компании являются полное и надежное энергетическое обеспечение перевозочного процесса и снижение удельного расхода топливно-энергетических ресурсов.
«В связи с этим мы понимаем необходимость выполнения мероприятий по энергоэффективности на транспорте. Реализация же данной программы до 2025 года позволит сократить около 152 млрд тенге или на 13% снизить расходы топливно-энергетических ресурсов», – заявил Батыр Котырев.

Современный железнодорожный транспорт считается самым экологичным, оказывающим наименьшее негативное влияние на окружающую среду. Это достигается в основном за счет низкой удельной доли расходов энергоресурсов и широкого применения электрической тяги поездов. Однако железная дорога сегодня является крупнейшим потребителем энергоресурсов: этот сектор ежегодно расходует около 30% дизельного топлива и 4% электроэнергии, производимой в Казахстане. Тем не менее затраты на приобретение топливно-энергетических ресурсов ежегодно растут. «Это связано с тем, что стоимость энергоресурсов имеет тенденцию к увеличению. На сегодняшний день мы расходуем на тягу поездов до 94% и на инфраструктуру до 6%. В целом, если оцифровать затраты компании, то они составят более 100 млрд тенге. Основным показателем результативности энергосбережения является снижение удельных расходов топливно-энергетических ресурсов», – пояснил главный инженер КТЖ.

Выполнение программы энергосбережения предполагает, во-первых, применение комплексных решений по повышению эффективности производственных решений. В частности, несколько лет назад в структуре КТЖ появилось структурное подразделение по энергоэффективности на предприятии и внедрен стандарт 5001 системы энергоменеджмента. Во-вторых, в процессе реализации программы с самого начала планировалось внедрение новейших технологий, используемых в том числе в сфере возобновляемых и альтернативных источников энергии.

Как рассказал «Гудку» главный менеджер Департамента технической политики и регулирования КТЖ Олег Волошин, каждый год департамент энергоэффективности компании проходит сертифицированный аудит на подтверждение соответствия работы этому стандарту, ежеквартально проводится анализ выполненных мероприятий.

Что касается технологического аспекта программы, то, по словам Олега Волошина, на сегодняшний день на 99 станциях железной дороги установлено 11 800 светодиодных энергосберегающих светильников. В ближайшее время будет проведен тендер на закупку еще 7800 аналогичных светильников.

Более того, в прошлом году в рамках программы был реализован крупный инвестиционный проект по внедрению автоматизированной системы управления «Энергодиспетчерская тяга» (АСУ ЭДТ). «Системой АСУ ЭДТ оснащено в настоящее время свыше двух тысяч секций локомотивов. Высокоточное оборудование снижает погрешности в учете расходов дизельного топлива, электроэнергии и определяет машинисту оптимальный режим вождения», – говорит Олег Волошин.

Эта система в режиме онлайн каждые 5–15 минут передает информацию о том, где находится локомотив, каковы обороты двигателя на данный момент, расход топлива, электроэнергии. «Оператор за компьютером видит изменение параметров, например несанкционированный расход топлива, – поясняет менеджер. – В результате такого автоматизированного учета расход топлива сократился примерно на 15%. Кроме того, установленная на локомотиве автоматика – уровнемеры, плотномеры – сейчас исключает погрешность в учете, переводя, например, литры в килограммы». Несколько лет назад, также в рамках программы энергосбережения, были начаты два пилотных проекта: 100 объектов предполагалось оснастить солнечными коллекторами для горячего водоснабжения и на 13 объектах смонтировать тепловые насосы.

Из-за кризисных явлений в экономике эти два крупных инфраструктурных проекта были приостановлены.

Тем не менее результаты по выполнению КТЖ программы энергосбережения на сегодняшний день выглядят вполне оптимистично. Например, по итогам 2016 года только внедрение АСУ ЭДТ позволило сократить расходы в тепло- и электротяге более чем на 10% (60,5 тыс. тонн) и 2% (87,1 тыс. кВт) соответственно. В целом по компании в 2016 году энергоемкость составила 33,67 кг у.т./10 тыс. ткм бр., что на 3,3% ниже (улучшение) уровня 2012-го и на 9,5% ниже уровня 2008 года.
Программа | Результат

Автор: Константин Анохин

Новости

7 ч
8 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Финансы»