Подписка 1520 - PDF

Лист ожидания

Пятница, 11.08.2017 в 00:00
Лист ожидания
Европейский банк реконструкции и развития до конца года определится с расширением программ кредитования транспортных проектов на Украине

В пресс-службе Европейского банка реконструкции и развития заявили, что окончательное решение о выделении ПАО «Укрзализныця» кредита в $150 млн на закупку 24 тыс. грузовых вагонов может быть принято на собрании акционеров банка 18 октября 2017 года. У Украины есть повод надеяться, что решение ЕБРР будет положительным.

Программа обновления подвижного состава в стране была принята украинскими чиновниками в 2016 году и рассчитана на пятилетний срок – с 2017 по 2021 год. Необходимость ее разработки была продиктована достаточно плачевным состоянием подвижного парка страны, которое сложилось в последнее время. В начале 2000-х годов вагоностроительная отрасль ежегодно генерировала многомиллиардные поступления валюты в страну, а Украина была мировым лидером по экспорту железнодорожных вагонов, получая в 2010–2011 годы около $3 млрд экспортной выручки ежегодно. Сейчас эта сумма не превышает $50 млн, а производство грузовых вагонов в стране сократилось в 50 раз. Основной причиной такого снижения считается потеря Украиной российского рынка и отсутствие альтернативного.

Для сравнения: если в 2011 году суммарный объем выпуска украинскими предприятиями новых вагонов составлял 52,7 тыс. единиц, то 2015-м украинские вагоностроительные заводы произвели лишь 1054 вагона (в 50 раз меньше).

Реализовать амбициозную программу на железной дороге правительство Украины рассчитывает с помощью ЕБРР. В общем за период 2017 по 2021 год УЗ планирует обновить 50% парка. По заявлениям главы правления ПАО Войцеха Балчуна, на это потребуется 108,3 млрд грн, из них 86,5 млрд – на приобретение подвижного состава и 21,7 млрд – на капитальный ремонт и модернизацию парка. Всего стратегией предусматривается купить 262 новых локомотива за 35,9 млрд грн, 35,7 тыс. грузовых вагонов (30,8 млрд), 440 пассажирских вагонов (9,3 млрд) и 46 единиц моторвагонного подвижного состава (10,5 млрд грн).

По итогам 2013 года ЕБРР оказался фактически крупнейшим финансовым инвестором Украины: только за 2013 год банк профинансировал проекты на Украине на 820 млн евро, а на 1 января 2014 года банком был профинансирован 321проект на общую сумму 8,7 млрд евро ($11,9 млрд).

Однако далеко не всегда отношения Украины и ЕБРР были настолько продуктивными, чтобы она могла надеяться на предоставление столь необходимых стране кредитных ресурсов. В 2014 году в отношениях украинского правительства и правления банка наметилось некоторое похолодание, а расширение программ кредитования было заморожено со стороны банка из-за отсутствия структурных реформ в государственном транспортном секторе (прежде всего в сфере железнодорожного транспорта). В начале 2014 года ЕБРР объявил о приостановке участия в реализации украинских государственных программ и изменении приоритетов. Свою работу ЕБРР на Украине не прекратил, однако объявил, что акцент будет перенесен лишь на два направления – финансирование частных и муниципальных проектов. Государственные же программы было решено какой-то период времени не рассматривать совсем.

К слову, руководство другого финансового учреждения ЕС, Европейского инвестиционного банка, тогда объявило о временном прекращении своей работы в стране.

Конечно, заявленная ЕБРР дата рассмотрения вопроса о предоставлении «Укрзализныце» кредита на покупку вагонов еще не говорит о том, что он наверняка будет решен в ее пользу. Тем не менее у украинских железнодорожников появился повод ожидать более оптимистичного развития событий. Во-первых, обнадеживает, что 23 июня состоялось подписание соглашения с Европейским банком реконструкции и развития о предварительных условиях финансирования одного из этапов пятилетней стратегии по обновлению подвижного состава, который оценивается в $240,7 млн, – покупку. Из этой суммы $150 млн – кредит от ЕБРР, остальные – за счет других источников финансирования ПАО «Укрзализныця».

Во-вторых, ЕБРР сегодня достаточно высоко оценивает инвестиционный рейтинг Украины.
«В 2014 году в силу целого ряда обстоятельств действительно не было никакого прогресса в реализации на Украине стратегических планов, – говорит старший советник ЕБРР в Восточной Европе и на Кавказе Антон Усов. – Сейчас есть программы, есть результаты, которые позволяют двигаться дальше». В качестве примера представитель ЕБРР сообщил, что параллельно с участием в программе по покупке грузовых вагонов банк намерен участвовать в другом крупном проекте – электрификации отдельных участков украинской железной дороги. Пока, по его словам, речь идет о предоставлении кредита украинской стороне в 150 млн евро на электрификацию участка длиной более 250 км в районе Николаевской области.

В-третьих, «Укрзализныця» объявила о намерении проиндексировать тарифы на грузовые перевозки в среднем на 22%, пообещав, что каждая гривна будет аккумулироваться на спецсчете и направляться на капитальные инвестиции. Эффект от повышения тарифов на 22–25%, по подсчетам чиновников, может составить до 7 млрд грн до конца года. Такая декларация также может сыграть в качестве положительного фактора на принятие решения банка в октябре этого года.

Наверняка в ЕБРР также может быть положительно воспринят факт улучшения финансовых показателей ПАО. Так, если 2015 год «Укрзализныця» завершила с убытком 16 млрд грн, то в 2016-м чистая прибыль компании составила уже 303 млн грн. За период же с января по июнь 2017 года украинский монополист получил чистую прибыль в 103,1 млн грн.
«Естественно, при подготовке проекта финансовые показатели учитываются. Важно, чтобы компания была состоятельна коммерчески, чтобы операция была безубыточной, а еще лучше – прибыльной, – поясняет старший советник ЕБРР в Восточной Европе и на Кавказе Антон Усов. – Все эти вещи важны для реализации проекта, но если это суверенный проект, там факторы принятия решения лежат несколько в другой плоскости».
Финансирование | Рынок

Автор: Константин Анохин

Новости

1 д
1 д
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Финансы»

Суббота, 06.10.2018 в 03:53