Подписка 1520 - PDF

Дисбаланс объедут

Пятница, 21.07.2017 в 00:00
Дисбаланс объедут
Министерство транспорта РФ опубликовало на правительственном сайте раскрытия правовой информации уведомление о разработке проекта изменений в статью 3 «Устава железнодорожного транспорта РФ». Как пояснили в ведомстве, основная цель корректировки нормативной базы – собрать предложения по организации логистики российского экспорта в Китай.

Как говорится в аннотации, целью документа является «совершенствование логистического сопровождения экспортных поставок продукции железнодорожным транспортом в КНР в части создания условий для организации перевозок товаров в сроки, сопоставимые со сроками перевозок грузов, предусмотренных технологией «Грузовой экспресс». Минтранс предполагает установить определенные сроки доставки грузов в КНР для перевозчика по определенной же номенклатуре товаров, названной им «приоритетной». Изменения в статью 3 «Устава железнодорожного транспорта РФ» позволяют ему установить эти сроки.

«Правительством дано поручение не только Минтрансу, но и всем причастным органам организовать хорошие условия для экспорта в Китай», – объяснил «Гудку» заместитель руководителя Департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Минтранса Андрей Емельянов.

«Наше ведомство в данном случае отвечает за организацию удобной, быстрой и как можно более дешевой логистики для экспортеров. Поэтому мы сейчас намерены собрать предложения от участников рынка, как ее лучше выстроить, и взяли для примера «Грузовой экспресс», – сказал Андрей Емельянов.

Правительство собирается с помощью экспорта несырьевой продукции значительно сократить дисбаланс грузопотоков. Сегодня в направлении из Китая на Запад по территории России они в два раза превышают грузопоток с Запада в Китай, что удорожает перевозку за счет порожнего пробега. К 2025 году, по плану кабинета министров, несырьевой экспорт России вырастет с нынешних $109 млрд до $200 млрд. Значительная доля прироста придется именно на Китай, что заметно сократит дисбаланс и повысит привлекательность транспортного коридора «Восток – Запад».

Как пояснили «Гудку» в Центре фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД», услуга «Грузовой экспресс» была предложена грузоотправителям в 2015 году. Ее суть заключается в том, что к определенному времени на опорной сортировочной станции РЖД со всех близлежащих станций собираются небольшие партии вагонов, которые затем формируются в состав. Далее он получает «нитку» графика и следует уже без сортировок по расписанию до конечной станции, где расформировывается, и вагоны отправляются конкретным грузоотправителям. Достоинством такой технологии является скорость перевозки, которая выше в два-три раза, чем в обычном составе, которые идут с сортировкой по пути, и четкое расписание. Именно поэтому такой услугой активно пользуются операторы рефрижераторного подвижного состава, доставляющие рыбу с Дальнего Востока в европейскую часть страны. В 2016 году всего было отправлено 425 составов, из них 164 – рефрижераторных. При этом грузоотправители по понятным причинам платят не только за скорость, но и за резервирование места в таком сборном составе. Но услуга пользуется спросом, поскольку с 2015 года количество составов выросло почти в два раза. При этом сроки доставки и санкции здесь договорные: расписание устанавливает ОАО «РЖД» и платит штраф, если не уложилось с доставкой по времени.

Минтранс же предполагает установить жесткие сроки и ответственность перевозчика за их соблюдение законодательно, что сделает такой сервис более привлекательным. При этом в ведомстве, впрочем, сразу оговариваются, что пока лишь собирают предложения.

Начальник отдела правового сопровождения международной транспортной деятельности Правового департамента ОАО «РЖД» Платон Гурьянов замечает, что даже если Минтранс и установит какие-то сроки доставки, то это можно будет сделать лишь для территории России.
«При международной перевозке сроки доставки регулируются соглашением о Международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), и они отличаются даже от того, что существует в российском законодательстве, – говорит Платон Гурьянов. – Китай использует для международных перевозок СМГС, также и Казахстан является членом этого соглашения. Вряд ли они будут руководствоваться российскими законами».

При этом напрямую сравнивать сроки доставки по российским правилам и СМГС нельзя, поскольку здесь существует различная дифференциация по расстояниям и родам грузов. Однако при перевозках контейнеров на расстояние свыше 7 тыс. км российские сроки значительно более жесткие: у нас скорость движения должна быть не менее 420 км/сут., а по СМГС – не менее 200 км. Поэтому наши партнеры должны будут значительно ужесточить свои сроки, если Минтранс собирается добиться синергии, замечает Платон Гурьянов.

Заместитель руководителя Правового департамента ОАО «РЖД» Алексей Васильев прямо говорит, что компания не захочет брать на себя каких-то дополнительных обязательств по срокам, поскольку уже сейчас по существующему законодательству бывает так, что при определенной просрочке компания ничего не получает за перевозку, хотя груз и доставлен получателю.
«Это противоречит международной практике, и компания борется за то, чтобы ответственность за просрочку в доставке соответствовала международным нормам или хотя бы была такой же, как у наших конкурентов из других видов транспорта», – поясняет Алексей Васильев.

Как говорит Андрей Емельянов, в министерстве пока не знают, каким будет итоговый текст законопроекта, формироваться он будет исходя из полученных предложений.
Документ | Инициатива

Автор: Сергей Плетнёв

Новости

12 ч
13 ч
13 ч
13 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Государственное регулирование отрасли»